Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (537) | 16 марта 2015г.
 

Очищение через банкротство

Расхитители имущества COAT надеются избежать ответственности

Илья Ширтанов

До 9 апреля Арбитражный суд Самарской обл. отложил рассмотрение дела о банкротстве ОАО «Самараоблавтотранс» (COAT), возбужденное по инициативе Межрайонной ИФНС № 18 по Самарской обл. Скорее всего, COAT будет признан несостоятельным и впоследствии ликвидирован. Вероятно, неофициальные бенефициары СОАТа рассчитывают именно на такой сценарий развития событий. Ведь вместе с СОАТом исчезнут упоминания о коррупции и воровстве, процветавших на предприятии.

То, что COAT, генеральным директором которого является Юрий Мелентьев, подведут к процедуре банкротства, можно было прогнозировать еще год назад. Именно в это время, а именно в феврале 2014 г., Счетная палата Самарской обл. (СПСО) раскрыла информацию о результатах проверки деятельности COAT. Данные СПСО доказывают, что COAT за время своей деятельности успело поучаствовать во многих весьма сомнительных проектах. Например, было учреждено ООО «Центральный автовокзал Тольятти» (ЦАТ), в котором COAT принадлежал 51% уставного капитала. На баланс ЦАТ было передано здание тольяттинского автовокзала. Кому принадлежит этот объект в настоящее время, установить не удалось (см. «Хронограф» № 5 (533) от 16.02.15).

В данных, представленных СПСО, раскрываются сведения об открытом воровстве и хищениях государственного имущества в COAT. По словам специалистов СПСО, «за период 2011-2012 гг. и 9 месяцев 2013 г. в результате выбытия (реализация, списание) транспортный парк ОАО «COAT» сократился почти в 3 раза. Решения о реализации и списании транспортных средств принимались руководством общества при наличии действующих договоров с министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. на организацию регулярных пассажирских маршрутных перевозок». В результате COAT был нанесен ущерб, измеряемый десятками миллионов рублей.

Не менее дерзкой выглядит ситуация с нецелевым использованием бюджетных средств в размере 100 млн р. В данном случае контрольный орган выявил нарушения, касающиеся взаимоотношений COAT со своей дочерней организацией ОАО «Эйр Самара». Как установила СПСО, «инвестиции в уставный капитал ОАО «Эйр Самара» в сумме 100 млн р. были произведены за счет средств областного бюджета на основании договора о предоставлении бюджетных инвестиций на оснащение авиационного парка воздушными судами для осуществления авиационных перевозок в Самарской обл.,

заключенного между ОАО «COAT» и министерством имущественных отношений Самарской обл. При этом финансовые вложения в ОАО «Эйр Самара» осуществлены только 27 декабря 2011 г. (после проверки СПСО, установившей нецелевое использование бюджетных средств). В течение года указанные бюджетные средства неоднократно размещались ОАО «COAT» на депозитных счетах в коммерческих банках с целью получения дохода».

На этом фоне большее удивление вызывает не то, что в ФНС приняли решение признать COAT банкротом, а то, почему правоохранительные органы и ответственные лица из правительства Самарской обл. до сих пор не приняли радикальных мер в отношении менеджмента COAT. С другой стороны, считать официальное руководство COAT фактическим выгодополучателем от незаконных операций, наверное, было неверно. Открытое и пока безнаказанное разграбление государственного имущества, скорее всего, должно было курироваться лицами, имеющими соответствующую поддержку во властных структурах.