Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (537) | 16 марта 2015г.
 

Деньги на деревьях

Под видом вырубки деревьев на кладбищах бюджетные средства могут выводить за рубеж

Сергей Ромашов

В начале февраля МП «Спецкомбинат ритуальных услуг» (СКРУ) провело ряд аукционов на валку деревьев, очистку их от веток и вывоз срубленных отростков с территории самарских кладбищ. Причем все виды работ, которые логично было бы поручить одной организации, будут выполнять разные юридические и физические лица, возможно, не без помощи субподрядчиков. К тому же проконтролировать ход работ ввиду их специфики и места проведения будет крайне сложно. В такой чехарде ответственные за закупки лица при желании могут распорядиться бюджетными деньгами далеко не в интересах города.

31 января СКРУ, возглавляемое Александром Рябцевым, объявило два аукциона на выполнение работ по валке аварийных деревьев на территории общественных муниципальных кладбищ и обрезке ветвей со спиленных деревьев. 9 февраля прошли торги на возможность заключить контракт по обрезке ветвей. Начальная цена контракта составляла 500 тыс. р. В аукционе участвовали ООО Финансово-промышленная компания «Сампромком», ООО «АзимутТехно» и ИП Ольга Уланова. Победу одержала Ольга Уланова, предложив выполнить работы за 450 тыс. р.

На следующий день, 10 февраля, состоялись торги на выполнение работ по валке деревьев. Было разыграно два лота. Первый предполагал работы на кладбищах «Южное» (объем — 240 куб. м), «Городское» (900 куб. м), «Рубежное» (3474 куб. м), «Центральное» (1437 куб. м); второй — на кладбищах «Безымянское» (605 куб. м), «Татарское» (17 куб. м), «Зубчаниновское» (73 куб. м), «Песчаная Глинка» (60 куб. м), «Кряжское» (10 куб. м), «Еврейское» (1 куб. м), «Береза» (10 куб. м), «Лесное» (696 куб. м), «Мехзаводское» (530 куб. м), «Управленческий» (45 куб. м), «Прибрежное» (3 куб. м), «Яб-лонька» (70 куб. м). Начальная цена первого лота составляла 7,1 млн р., второго — 2,5 млн р.

На лот № 1 претендовали все вышеуказанные лица плюс ООО «Гепард», на лот № 2 — «Сампромком», «Гепард» и «АзимутТехно». Первый лот выиграла Ольга Уланова, второй — «Сампромком». «АзимутТехно» не был допущен ни к одному из аукционов.

Примечательно, что фирма «Сампромком» специализируется далеко не на рубке деревьев, а на предоставлении посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом. Компанию возглавляет Игорь Булычев. Он же является единственным учредителем «Сампромкома». Булычев также владеет 50% долей в созданном в феврале 2014 г. ООО НПО «Возрождение». Данная фирма специализируется на всем что угодно — от земляных работ до управления жилфондом и оптовой торговли. Подобный разброс деятельности, как правило, свойственен фирмам-однодневкам. При желании данную компанию можно в качестве субподрядчика привлечь к любому виду работ. Но это в теории. На практике же в данную фирму, похоже, очень удобно выводить средства, полученные «Сампромкомом» по муниципальным контрактам. Причем деньги, в т. ч., могут утекать за рубеж. Такой вывод сделать нетрудно, учитывая, что вторым учредителем НПО «Возрождение» является гражданин Украины Леонид Гашицкий.

Настораживает и тот факт, что «Гепард» с «Сампромкомом» с июня 2014 г. часто работают в паре на аукционах СКРУ по вывозу мусора и валке деревьев на территории городских кладбищ.

Так, 6 февраля, например, «Гепард» обошел «Сампромком» в тендере на вывоз мусора на полигон. Под мусором здесь имеются ввиду ветки после обрезки деревьев. Цена контракта составляла 10 млн р. Возникает вопрос: почему не выбрать одну компанию, которая бы рубила деревья и вывозила мусор, оставленный после себя? Ведь сейчас выходит, что рубка деревьев дробится аж на три вида работ, каждый из которых будет выполнять отдельный участник, возможно, с привлечением подрядчиков. Как в таком случае проконтролировать эти работы?

Кладбища отличаются от городских улиц и аллей тем, что деревья на них растут естественным путем, т. е. высажены не специально. Когда обрезку и валку деревьев проводят в городе, вдоль дорог и т. д., то их легко посчитать. А вот кладбища в основном находятся в лесопарковой зоне, где деревья растут хаотично и едва ли поддаются счету. Здесь нужно учитывать и человеческий фактор. На каждом кладбище функционируют рабочие бригады, и зачастую люди с их помощью благоустраивают территории у могил своих близких. Другими словами, эти рабочие вырубают деревья за деньги частников. За год кладбищенские работники могут вырубать десятки, если не сотни деревьев, а СКРУ может размечать это себе, оформляя под несуществующие работы муниципальный заказ.

В такой чехарде видов работ и подрядчиков трудно разобрать, кто и за что отвечает. При таком раскладе бюджетные деньги легко выводить в пользу заинтересованных лиц. Не исключено, что подобные случаи могли вскрыться во время проверки финансово-хозяйственной деятельности СКРУ и МКУ «Ритуал», инициированной главой администрации Самары Олегом Фурсовым. Возможно, в скором времени последуют громкие отставки руководителей этих предприятий.