Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (529) | 19 января 2015г.
 

Новые перспективы

«Тольяттинский Трансформатор» увеличит объемы поставок для РЖД

Сейдамет Абреков

В 2015 г. ООО «Тольяттинский Трансформатор» (ТТ) получило возможность расширить свое участие в государственной программе по импортозамещению. В частности, предприятие начнет поставку тяговых трансформаторов для нужд ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Это стало возможным благодаря тому, что продукции ТТ была присвоена литера «А», дающая возможность начать серийное производство тяговых трансформаторов. Таким образом, для Тольятти и Самарской обл. открываются новые перспективы в плане расширения экономики города и региона, увеличения отчислений в бюджеты различного уровня, создания новых высокотехнологичных рабочих мест.

Государственная программа импортозамещения была разработана и реализуется с целью снижения зависимости российских предприятий от продукции, производимой вне России. Кроме того, создание новой системы закупок позволят загрузить мощности российских производителей разнообразного оборудования, которые на данный момент используются далеко не полностью. Прежде всего перейти на российскую продукцию должны компании с государственным участием, которые можно назвать системообразующими. Среди таких стоит выделить ОАО «РЖД», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК» и т.д. Существенную часть в общей номенклатуре закупаемого оборудования этих компаний занимают трансформаторы различного предназначения. В частности, что касается РЖД, речь идет о тяговых трансформаторах, с применением которых обеспечивается передвижение электропоездов.

Однако вплоть до 2014 г. реализация программы по импортозамещению шла довольно невысокими темпами. Катализатором ускорения процессов перехода на товары и оборудование российского производства стали события на Украине. Санкции, введенные в отношении России со стороны Европейского Союза и США, создали условия, при которых импорт трансформаторов стал практически невозможным. Вооруженный конфликт на востоке Украины дополнительно ограничил круг производителей, чьей продукцией могли бы пользоваться российские заказчики. Таким образом, жизненно назрел вопрос замещения продукции украинских производителей, а также других зарубежных предприятий.

Вопрос взаимоотношений РЖД и «Толъяттинского Трансформатора» на контроле у губернатора Николая Меркушкина
Вопрос взаимоотношений РЖД и «Толъяттинского Трансформатора» на контроле у губернатора Николая Меркушкина

Руководством одного из крупнейших в России производителей трансформаторов — ООО «Тольяттинский Трансформатор» — была проведена определенная работа по расширению участия компании в программе импортозамещения. В частности, был налажен диалог с профильными министерствами федерального и регионального уровня. Так, 29 сентября 2014 г. в ответ на обращение генерального директора ООО «Тольяттинский Трансформатор» Владимира Чистякова министр промышленности и технологий Самарской обл. Сергей Безруков сообщил: «В соответствии с запросом министерства промышленности и технологий Самарской обл. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу включения ООО «Тольяттинский Трансформатор» в проект государственной программы по импортозамещению и сообщает о принятии во внимание готовность предприятия к выполнению задачи по замещению украинских трансформаторов для нужд железнодорожного транспорта. Дополнительно сообщаю, что для организации закупки тяговых трансформаторов ОАО «РЖД», в соответствии с письмом Минтранса России, конструкторской документации на изделия ООО «Тольяттинский Трансформатор» необходимо присвоение литеры «А» (серийное производство)».

Следующим шагом стало получение необходимой литеры «А», дающей возможность начать серийное производство тяговых трансформаторов для нужд РЖД. В период с 8 по 12 декабря 2014 г. специально собранная комиссия, в состав которой, в частности, вошли представители РЖД и ТТ, провела приемку изделий установочной серии, разработанных и изготовленных «Тольяттинский Трансформатором». По итогам был подготовлен соответствующий акт.

«В результате рассмотрения представленных документов, комиссия установила, что: а) Трансформаторы тяговые... изготовлены по разработанным технологическим процессам... с использованием оснастки... предназначенной для серийного производства, б) Уровень технологии изделия обеспечивает качественное изготовление... д) Трансформаторы тяговые... испытания в составе электровозов серии 2 (3) ЭС5К выдержали», — говорилось, в частности, в акте. В результате комиссия постановила, что тяговые трансформаторы производства ООО «Тольяттинский Трансформатор» подлежат поставке РЖД.

О спешном прохождении испытаний уже стало известно правительственным кругам. Так, генеральный директор ТТ Владимир Чистяков сообщил министру промышленности и технологий Самарской обл. Сергею Безрукову следующее: «Для организации закупки тяговых трансформаторов ОАО «РЖД» соответствующей конструкторской документацией на изделия ООО «Тольяттинского Трансформатора» присвоена литера «А» (серийное производство), что подтверждается актом приемки изделий установочной серии тяговых трансформаторов ОНДЦЭ-4350/25. В этой связи просим Вас в рамках имеющихся полномочий оказать содействие в вопросе участия нашего предприятия в реализации задачи по замещению украинских трансформаторов для нужд железнодорожного транспорта». Здесь стоит напомнить, что расширению уровня взаимодействия между ТТ и таким крупными заказчиками, как РЖД, особое внимание уделяет губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин. А значит, сотрудничество между производителем и потребителем имеет все шансы на успех.

Таким образом, на данный момент созданы серьезнейшие предпосылки для увеличения производства на ТТ. С учетом потребностей РЖД в трансформаторах, и тяговых в частности, речь может идти о миллиардах рублей ежегодно. А это дополнительные рабочие места, заработная плата и налоги в бюджеты различного уровня.