Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (529) | 19 января 2015г.
 

Чужим здесь не место

Коррупция в системе распределения муниципальных контрактов до сих пор не искоренена

Илья Ширтанов

31 декабря 2014 г. была раскрыта информация о том, что ООО «М-Строй» Ивана МЕРЗЛЯКОВА (на фото) вновь оказалось среди фаворитов на право освоения бюджетных средств. Данная организация уже успела себя зарекомендовать не с лучшей стороны, а лично Мерзлякову приходилось выслушивать даже прямые упреки со стороны губернатора Самарской обл. Тем не менее даже изменившаяся в Тольятти с осени 2014 г. схема организации муниципальных закупок не помешала традиционным представителям бизнеса занять свои привычные места на бюджетных денежных потоках.

Накануне новогодних праздников на портале госзакупок были раскрыты результаты конкурса на право выполнения работ по проектированию ремонта автодорог г. Тольятти. Победителем торгов было признано уже получившее определенную известность ООО «М-Строй». В конкурсной документации в качестве заказчика фигурирует департамент дорожного хозяйства и транспорта мэрии (ДДХиТ) г.о. Тольятти. Между тем на портале госзакупок содержится информация о том, что закупку осуществляла уполномоченная организация МКУ г.о. Тольятти «Центр хозяйственно-транспортного обеспечения» (ЦХТО).

Данная организация была образована в 2014 г. Директором МКУ был назначен Юрий Куличенков, который, насколько известно, ранее возглавлял транспортный отдел в ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти». Решение создать новое муниципальное учреждение, как это зачастую бывает, в мэрии мотивировали «оптимизацией расходов бюджета города на содержание органов местного самоуправления».

В постановлении мэрии № 3422 -п/1 от 12 сентября 2014 г. «О централизации муниципальных закупок г.о. Тольятти» четко указывается, что уполномоченное учреждение -ЦХТО — будет «осуществлять определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, за исключением запроса котировок, по заявкам заказчиков, поступившим с 7 октября 2014 г».

До этого времени вопрос с определением поставщиков курировало управление организации муниципальных торгов (УОМТ).

На протяжении многих лет управлением руководил Игорь Лыткин, отлично изучивший специфику взаимоотношений местных бизнесменов с городской администрацией. Именно при Лыткине вырисовался пул лиц, которые из года в год заключали муниципальные контракты. Не исключено, что в мэрии решили нарушить ход событий, предав полномочия от УОМТ в ЦХТО.

Тем не менее то, что указанный выше конкурс выиграл М-Строй, не дает шансов говорить об изменении положения в сфере муниципальных закупок. М-Строй с завидным везением выигрывает различные торги на протяжении длительного времени и, что самое главное, похоже, формирует свою прибыль исключительно за счет бюджетных средств.

Безусловно, в том, что организация зарабатывает на муниципальных или государственных контрактах, нет ничего предосудительного. Однако этот тезис может быть применим лишь к добросовестным исполнителям. М-Строй между тем уже неоднократно успел «засветиться» в различных нелицеприятных историях.

Совсем недавно руководству компании в лице директора и учредителя Ивана Мерзлякова пришлось выслушать ряд обоснованных замечаний от первого лица региона. Губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин остался крайне недоволен тем, каким образом М-Строй проводил ремонт детского сада «Гусельки» в Автозаводском р-не Тольятти. На эти цели из муниципального и регионального бюджетов было выделено более 102 млн р.

В конце сентября 2014 г., вскоре после общения губернатора с Мерзляковым, в адрес М-Строя прозвучала критика со стороны представителя ДДХиТ Билала Мамедова.

Как выяснилось, М-Строй значительно затянул срок сдачи работ на проектирование ремонта и строительства дорог местного значения. Контракт с фирмой Мерзлякова был подписан осенью 2013 г. В одной из претензий ДДХиТ, выставленной М-Строю, говорится, что «по состоянию на 8 сентября 2014 г. просрочка исполнения обязательств по контракту составила 243 дня... таким образом, размер пени составляет 4 498 332 р.».

Тем не менее из документа, раскрытого на сайте госзакупок, следует, что М-Строю тремя платежными поручениями была произведена оплата в общей сумме, равной цене контракта, т.е. 18,5 млн р. Выходит, что, хоть ДДХиТ и грозился применить к М-Строю санкции, по всей видимости, компания Мерзлякова нашла способ убедить чиновников обойтись без штрафа.

Как можно убедиться, М-Строй вновь оказался востребован и получил возможность осваивать муниципальные средства по аналогичному контракту на проектирование дорог. На этот раз М-Строй оценил свои услуги в сумму более 16 млн р.

Видно, в ЦХТО пока придерживаются установившихся в Тольятти традиций при выборе претендентов на освоение бюджетных денег. Однако открывшиеся для ЦХТО возможности и отстранение от процедуры определения муниципальных подрядчиков могут все же привести к изменению тактики проведения конкурсных процедур, и в списках победителей начнут появляться новые лица. Хотелось бы верить, что ротация будет полезной для города. Но, как показывает практика, зачастую на место структур, потерявших лобби, приходят компании, имеющие своих покровителей во власти.