Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (529) | 19 января 2015г.
 

Споры внутри ритейла

Компания «Пеликан» пытается вернуть долг с «Посадского»

Сейдамет Абреков

Продолжается судебный спор между ООО «Стелла» и ООО «ШЭД». Обе эти организации имеют отношению к ритейлу. «Стелла» — к сети супермаркетов «Пеликан», которую контролирует семья ШЕВЕЛЕВЫХ. ООО «ШЭД» является юридическим лицом сети «Посадский», чьими бенефициарами числятся братья ДАМИРОВЫ. «Стелла» пытается взыскать с ШЭДа более 6,9 млн р. С учетом того, что в 2015 г. должна вступить в силу новая схема границ территорий, на которых не допускается продажа алкоголя, взаимоотношения между вчерашними партнерами могут стать намного жестче. Выручка упадет, а значит, и потребность в средствах будет значительней.

Директором ООО «Стелла» является Артур Шевелев, а единственным учредителем — его брат Дмитрий Шевелев. Их мать Евгения Шевелева записана в качестве единственного владельца ООО «Нео-трейд», юридического лица «Пеликана». В рамках процесса, который идет в Арбитражном суде Самарской обл. и имеет № А55-26902/2014, «Стелла» пытается взыскать с ООО «ШЭД» задолженность более 6,9 млн р. ООО «Стелла», согласно ОКВЭД, занимается оптовой торговлей алкогольной продукцией, включая пиво. А значит, задолженность могла сформироваться на поставках этого алкогольного напитка. Стоит заметь, что ООО «Стелла» было образовано 16 апреля 2013 г. По итогам 2013 г. компания отчиталась о выручке 23,075 млн р. При этом 23,037 млн р. за этот же период было списано на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. Странные показатели, если учесть, что «Стелла» занимается оптовой торговлей алкогольными напитками. При этом компания отчиталась, что на конец 2013 г. имеет запасов почти на 13,2 млн р. 14,9 млн р. на отчетную дату «Стелла» имела в качестве дебиторской задолженности, а также 7,9 млн р. — кредиторской задолженности и 19,45 млн р. — займов и кредитов.

Что касается ООО «ШЭД», то совладельцами этой компании являются братья Дамир и Эмир Дамировы, а также Шарафеддин Демиров (на фото).

За последний год иски со стороны контрагентов, очевидно являющихся поставщиками сети «Посадский», стали довольно обыденным явлением. При этом суммы исков нельзя назвать значительными. Так, иск со стороны ООО «Стелла» по сумме в 6,9 млн р. можно назвать одним из самых значительных. Очевидно, это связано со спецификой деятельности ООО «Стелла». В то же время большое количество претензий к «Посадскому» говорит о не совсем стабильном финансовом положении этой сети. Причем есть основания полагать, что это положение ухудшается. Во-первых, иск ООО «Стелла», точнее его сумма, говорит о том, что финансовые вопросы контрагентов «Посадского» начинают носить все более значительный характер. Во-вторых, рост выручки ООО «ШЭД» за 2013 г. по сравнению с 2012 г. был меньше, чем уровень инфляции. Так, если в 2012 г. выручка ШЭДа составила 2,075 млрд р, то по итогам 2013 г. -2,096 млрд р., т. е. всего на 1% больше. Стоит заметить, что рост выручки ООО «Неотрейд» (юрлица «Пеликана») на этом фоне был гораздо более впечатляющ. Если по итогам 2012 г. компания выручила чуть более 3 млрд р., то по итогам 2013 г. -уже более 6,1 млрд р. Т. е. выручка выросла в 2 раза.

Так или иначе, но в ближайшем будущем все магазины, торгующие в Тольятти и в Самаре алкоголем, должны будут выполнять требования законодательства, касающиеся допустимых расстояний от точек продаж до объектов здравоохранения, образования, спорта и т. д. 26 ноября 2014 г. в мэрии Тольятти было выпущено постановление № 4418-п/1, которое так и называется — «Об определении минимальных расстояний до границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в г. о. Тольятти».

Так, минимальное расстояние до детских, образовательных организаций, вокзалов, аэропортов составляет 50 м. До медицинских организаций и объектов спорта — 30 м. Управление потребительского рынка должно до 31 января 2015 г. представить в департамент градостроительной деятельности перечень организаций и объектов на территории Тольятти, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкоголя. В свою очередь департамент градостроительной деятельность в срок до 28 февраля 2015 г. должен разработать и согласовать в электронном и графическом виде схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта.

Поэтому в любом случае и в 2014 г., когда реальные доходы населения снизились, и особенно в 2015 г., когда в полной мере начнут действовать вышеназванные ограничения, положения дел таких сетей, как «Пеликан» и «Посадский», вряд ли улучшится. Соответственно, вряд ли комфортнее себя начнут чувствовать поставщики этих сетей. С другой стороны, показателен пример сети «Магнит», которая работает в абсолютно тех же условиях, что и «Пеликан» и «Посадский». Выручка «Магнита» растет, причем такими темпами, что эта компания сегодня считается самым крупным ритейлером России. Так, чистая прибыль «Магнита» (согласно данным Информационного агентства ТАСС) по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 2013 г. выросла с 25,12 млрд р. до 35,6 млрд р. Выручка «Магнита» выросла с 448,66 млрд р. до 579,7 млрд р.

Поэтому даже в условиях кризиса и принятия законов и постановлений, ограничивающих продажу алкоголя, «Посадскому» и «Пеликану» следует предъявлять претензии только к себе, а не к судьбе или внешним факторам.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.