Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (529) | 19 января 2015г.
 

Отличились с бюджетом

В Шигонском районе вскрыты многочисленные нарушения

Борис Кротов

16 января получила развитие ситуация, касающаяся претензий со стороны Счетной палаты Самарской обл. к руководству Шигонского р-на. В зоне внимания органа оказались сферы ответственности и главы Шигонского р-на Сергея ФЕДИСОВА и главы администрации Шигонского р-на Валерия ТЕЛЕНКОВА (на фото). Проверкой выявлены многочисленные нарушения законодательства.

В декабре 2014 г. официально опубликована информация об итогах «Комплексной проверки Шигонского р-на, а также поселений, находящихся на территории муниципального района, за 2013 г. и истекший период 2014 г.». Контрольное мероприятие проводилось Счетной палатой. Проверкой выявлены многочисленные нарушения.

Так, в нарушение требований Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава Шигонского р-на здесь не был установлен порядок материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Стоит предположить, что оба этих важнейших направления могли быть пущены в лучшем случае на самотек. В худшем же — реализовываться в пользу конкретных лиц.

В нарушение Бюджетного кодекса РФ даже не был утвержден отчет об исполнении бюджета Шигонского р-на за 2013 г. Причиной тому стало то, что внешняя проверка отчета контрольно-счетным органом муниципального образования не проводилась. Более того, такая проверка и по сути была невозможной. Оказалось, что контрольно-счетный орган Шигонского р-на и вовсе не был образован. А сам порядок проведения внешней проверки отчета об исполнении бюджета не установлен. Кстати, расходная часть бюджета Шигонского р-на в 2013 г. была установлена более чем в 397,5 млн р.

На практике же это вполне могло привести к бесконтрольному (или опять же — в пользу вполне конкретных лиц) распоряжению бюджетом. В любом случае факты нарушения бюджетного законодательства уже стали предметом прокурорского реагирования. Но только в период проведения контрольного мероприятия Счетной палаты решением Собрания представителей Шигонского р-на (СПШР) была утверждена новая редакция Устава, предусматривающая создание районной контрольно-счетной палаты.

К чему может приводить официальная бесконтрольность, также отражено в итогах проверки Счетной палаты. Так, были установлены множественные факты оплаты администрацией Шигонского р-на фактически не выполненных подрядчиками работ на объектах капитального строительства и ремонта.

В их числе — по реконструкции многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, по строительству системы водоснабжения в с. Тайдаково.

Валерий Теленков сообщил «Хронографу»: «В процессе ремонта объектов возникла необходимость в работах, не учтенных сметной документацией, но выполнение которых было необходимо для нормальной эксплуатации зданий, поэтому дополнительные работы были выполнены и оплачены в пределах сметы...».

Проверкой эффективности управления и распоряжения собственностью муниципального района установлено, что право муниципальной собственности не зарегистрировано на 88,7% (360 объектов) балансовой стоимостью более 279,5 млн р. Причем 243 таких объекта составляют казну района. Это не мешало районной власти передавать такое имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление. Последствиями указанных действий, выразившихся в совершении сделок, содержащих признаки ничтожности, по мнению специалистов Счетной палаты, являются имущественные риски.

На таком фоне выглядит вполне естественным, что и бюджеты большинства сельских поселений Шигонского р-на за 2013 г. исполнялись с нарушением принципа полноты отражения доходов, расходов и пр. Причем в восьми сельских поселениях Шигонского р-на из 12 было допущено сверхнормативное расходование средств на содержание органов местного самоуправления, нормативы на содержание которых установлены постановлением правительства Самарской обл.

Нельзя не вспомнить, что сказал губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин в своем декабрьском послании. Он отметил: «Органам власти, всем бюджетным учреждениям предстоит кардинально пересмотреть свое отношение к бюджетным деньгам и особенно к расходам на себя. По затратам на содержание органов государственной власти мы в Самарской обл. — одни из лидеров в стране...».

В ходе контрольного мероприятия были также установлены нарушения и недостатки при использовании средств областного бюджета, поступивших в бюджет Шигонского р-на в форме межбюджетных трансфертов.

В их числе — неэффективное использование средств, выделенных району на исполнение полномочий Самарской обл.

По результатам комплексной проверки Счетной палатой направлены представления Валерию Теленкову, некоторым другим чиновникам и главам сельских поселений. Сам отчет Счетной палаты направлен губернатору Самарской обл., в Самарскую губернскую думу, прокуратуру Самарской обл.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Валерий ТЕЛЕНКОВ, глава администрации Шигонского р-на

- Определение порядка материально-технического и организационного обеспечения... относится к исключительной компетенции Собрания представителей муниципального района. Создание контрольно-счетного органа не было предусмотрено уставом... т. к. до 23 июля 2013 г. Бюджетный кодекс разрешал осуществлять внешнюю проверку... непосредственно представительному органу... Поэтому в целях сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления... контрольно-счетный орган не создавался... До 1 апреля 2015 г. контрольно-счетная палата будет создана. .. .все имущество казны закреплено за муниципальными унитарными предприятиями, казенными и бюджетными учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, что гарантирует сохранность и эффективное использование муниципального имущества.

Антонина ЗУБКОВА, председатель Счетной палаты Самарской обл.

- В ходе комплексной проверки... было выявлено невыполнение подрядчиками работ на объектах капитального строительства и ремонта... Указанные нарушения и недостатки, допущенные по объектам социальной инфраструктуры, непосредственно затрагивают права жителей, вследствие чего могут быть отнесены к наиболее серьезным нарушениям. Кроме того, в большинстве случаев претензии к подрядчикам со стороны администрации муниципальных образований направляются только после проведения Счетной палатой соответствующих проверок. Контрольно-счетный орган на уровне м. р. Шигонский не создан... нарушения бюджетного законодательства при исполнении бюджета муниципального района и сельских поселений выявлены только при проверке Счетной палатой...