Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (523) | 17 ноября 2014г.
 

«Мастер» на все руки

Боковая фирма корпорации «Кошелев» раскрыла себя

Сергей Ромашов

Одним из лидеров рейтинга крупнейших предприятий Самарской обл. за 2013 г. по объему выручки стало ООО «Мастер», входящее в структуру корпорации «Кошелев». «Мастер» не пользуется популярностью в отличие от других компаний Владимира КОШЕЛЕВА (на фото), находящихся на слуху. Тем интереснее то, что практически никому неизвестный «Мастер» вдруг показал выручку в 3,6 млрд р., больше чем на 2 млрд р. превысив объем выручки в 2012 г. При этом «Мастер» приносит мизерную в сравнении с выручкой прибыль и почти не имеет основных средств. Это дает повод для предположений, что через «Мастер» авторы «Кошелев-проекта» могут проводить некоторые финансовые операции, способные, например, оптимизировать налогооблагаемую базу основных структурных подразделений строительной корпорации.

По данным ЕГРЮЛ, компания «Мастер» была образована 1 сентября 2010 г. Директором «Мастера» с августа 2012 г. трудится Александр Макаров. Однофамилец Макарова — акционер ЗАО «Кошелев-Банк» Владимир Макаров. Единственным участником «Мастера» числится Татьяна Дедова, которая приходится матерью главе корпорации «Кошелев» Владимиру Кошелеву. Она же директор ЗАО СК «Авиакор» и еще один акционер ЗАО «Кошелев-Банк». Т. е. деятельность «Мастера» контролируется непосредственно Кошелевым и его банком.

В структуре корпорации «Кошелев» роль компании «Мастер» до конца не ясна. Согласно ЕГРЮЛ, основным видом деятельности «Мастера» является производство общестроительных работ по возведению зданий. Однако в этом качестве общество не фигурирует ни в официальной отчетности корпорации, ни на ее официальном сайте. Более того, о «Мастере» не встретилось упоминаний и в других источниках, описывающих деятельность корпорации.

По итогам работы в 2011 г. выручка «Мастера» составляла 53,4 млн р. при 46,8 млн р. чистой прибыли, по итогам работы в 2012 г. выручка составляла уже 1,5 млрд р. при чистой прибыли 26,9 млн р., а в 2013 г. компания выручила 3,6 млрд р. при чистой прибыли 33,7 млн р.

При этом кредиторская задолженность «Мастера» по итогам 2013 г. превысила 1,236 млрд р. Это существенная часть его пассивов. Можно представить, что «Мастер» задолжал по кредитам, взятым в банках для проведения строительных работ. Однако эта версия выглядит не слишком убедительной, учитывая, что основные фонды предприятия оцениваются в отчетности всего в 6 млн р. Основным же компонентом в структуре активов является дебиторская задолженность в размере свыше 1 млрд р. Спрашивается, кто должен «Мастеру» и за что, если на такие суммы при таких скромных возможностях в плане основных фондов (техника, оборудование и пр.) компания вряд ли смогла бы настроить? Правда, есть еще запасы в размере почти 151,5 млн р., но это скорее некие расходные материалы для применения их в строительстве.

Любопытно, что дополнительной деятельностью «Мастера» значится устройство покрытий полов и облицовка стен, производство малярных работ, производство отделочных работ, производство стекольных работ, производство прочих строительных работ, производство санитарно-технических работ и т. д.

Вероятно, «Мастер» действует на подряде у основного строительного подразделения корпорации «Авиакор» — ЗАО «ППСО» АО «АВИАКОР». У ППСО «Авиакор» есть основные фонды для строительства (сумма внеоборотных активов по итогам 2013 г. превысила 2 млрд р.), однако после возведения собственно трехэтажных «коробок» их отделку и доводку строитель может поручать «Мастеру». Показательно, что выручка ППСО «Авиакор» по итогам 2013 г. составила всего 1,18 млрд р., что в три с лишним раза меньше, чем у «Мастера».

Впрочем, если представить, что «Мастер» действительно «подчищает» за «Авиакором», то дело опять-таки упирается в минимум основных фондов. Возникает версия, что «Мастер» выделяет на отделку только людей, а все остальное (материалы, оборудование) ему дает «Авиакор». При этом по отчетности дело может быть обставлено так, что «Авиакор» дает «Мастеру» только деньги, а «Мастер» уже сам закупает все необходимое для завершения строительства. Но тогда откуда такая структура активов, состоящих в основном из «кредиторки» и «дебиторки»? Кому оказывается должен «Мастер» и кто должен «Мастеру», что эта компания продает?

Самой актуальной является версия, что все операции, совершаемые «Мастером» со своими контрагентами, на деле не ведут к осуществлению какой-либо реальной хозяйственной деятельности. «Мастер», к примеру, может являться «прокладкой» для оптимизации своего налогообложения основными подразделениями корпорации «Кошелев». Либо же в «Мастер» могут спихивать токсичные активы ЗАО «Кошелев-Банк». Например, посредством выкупа «Мастером» за средства, которые «Мастеру» предоставил сам банк, залогового имущества заемщиков в случае наступления просрочки по кредитам, обеспечением которых являются те самые залоги, либо прав требования к заемщикам. В этом варианте все сходится: «кредиторка» «Мастера» — это выданные ему банком для выкупа прав требования и залогов кредиты. «Дебиторка», собственно, права требования, многие из которых могут быть нереальными к взысканию. Правда, здесь стоит помнить, что кредитовать «Мастера» «Кошелев-Банк» может лишь до определенного лимита. Все-таки связанные стороны.