Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (523) | 17 ноября 2014г.
 

Сохраняют заложенную тенденцию

АТП-З готовится увеличить объемы перевозок

Илья Ширтанов

12 ноября департамент дорожного хозяйства и транспорта (ДДХиТ) мэрии Тольятти начал прием заявок на участие в конкурсе на право заключения договоров на осуществление регулярных перевозок на внутримуниципальных маршрутах. Даже городское пассажирское автопредприятие было лишено каких-либо привилегий и подало заявку на участие в конкурсе на общих основаниях. Тем не менее в тольяттинском МП «ТП АТП №3» не склонны поддаваться пессимистическим настроениям, а, напротив, рассматривают ситуацию как повод подтвердить свою конкурентоспособность на рынке пассажирских перевозок.

Конкурируют на равных

За последние годы целесообразность существования муниципальных пассажирских перевозчиков не раз подвергалась сомнению. Тем не менее социальные функции, которые выполняют муниципальные предприятия, дали возможность сохранить позиции на рынке перевозок в условиях растущей конкуренции (см. «Хронограф» № 38 (482) от 18.11.13). Нынешний посыл мэрии о проведении конкурсного отбора перевозчиков, которые начиная с 2015 г. будут осуществлять пассажирские перевозки в Тольятти, дал муниципальным предприятиям шанс доказать работоспособность своих организаций.

Согласно конкурсной документации, теперь всем без исключения перевозчикам, которые пожелают остаться на данном рынке услуг, будет предложено принять ту систему, которая существует у муниципалов. Т.е. вывести тарифы на перевозки пассажиров на уровень тарифов муниципальных предприятий, принять на себя обязанности по перевозке льготной категории граждан, а также начать обслуживать население по социальным и транспортным картам.

Из муниципальных предприятий в отборе предстоит участвовать только АТП-З, поскольку деятельность МП «Тольяттинское троллейбусное управление» напрямую привязана к контактной троллейбусной сети. Очевидно, троллейбусное управление не в состоянии осуществлять перевозки в тех направлениях, где отсутствует контактная сеть. Таким образом, ТТУ, с учетом своих особенностей, автоматически сохраняет позиции на рынке перевозок.

В АТП-З, в свою очередь, намереваются не только сохранить за собой эксплуатируемые маршруты, но и увеличить количество перевозок. По словам директора АТП-З Александра Абрамова, планируется, что уже в 2015 г. количество перевезенных МП пассажиров на муниципальных маршрутах возрастет до 18-20 млн чел. Это довольно смелый прогноз, поскольку на протяжении последних лет данный показатель колебался на уровне около 12 млн чел.

Переходят на газ

Для достижения поставленной цели необходимо как минимум задействовать в перевозках большее количество транспорта, по сравнению с предыдущими периодами. Александр Абрамов пояснил, что АТП-З выставило на указанный выше конкурс 151 автобус против 107 машин, ежедневно курсировавших по муниципальным маршрутам в текущем году. Увеличение задействованных в перевозках машин в т.ч. планируется обеспечить за счет поступления в АТП-З новых автобусов, работающих на газомоторном топливе. В настоящее время речь идет о 51 транспортном средстве, на закупку которого предполагается выделение денежных средств как из городского, так и из вышестоящих бюджетов. Автобусы должны поступить в АТП-3 в 2015 г.

С 2015 г. АТП-З планирует нарастить объем перевозок
С 2015 г. АТП-З планирует нарастить объем перевозок

Организовать обновление автопарка АТП-З стало возможным благодаря участию в федеральной программе переоснащения транспортных предприятий современными автобусами, работающими на метане. Их к 2020 г., согласно целевым показателям программы, должно быть от 30% до 50% (в зависимости от количества населения). Помимо положительных экологических аспектов, эксплуатация техники на газомоторном топливе способна принести значительный экономический эффект. Если говорить непосредственно об АТП-З, то принятые в эксплуатацию автобусы на метане помогут сэкономить до 30 млн р. ежегодно за счет разницы в цене природного газа и традиционно используемого дизельного топлива.

Александр Абрамов заверил, что: «Пока парк АТП-З не пополнится новыми автобусами на газомоторном топливе, будем справляться имеющимся подвижным составом». Из высказываний директора АТП-З следует, что автопредприятие способно выполнить свои обязательства перед заказчиком перевозок, т. е. муниципальным образованием, к примеру, за счет уменьшения процента машин, находящихся в ремонте. Это не означает, что на линию будут выпускаться технически неисправные машины. Достаточно лишь повысить качество технического обслуживания и добиться более высокого уровня ремонтных работ.

По сути, АТП-З придется лишь продолжить уже заложенную тенденцию. К сегодняшнему дню уже удалось добиться снижения количества простаивающей техники за счет более рационального подхода к самому процессу ремонта, использования качественных запчастей и ответственному исполнению своих обязанностей специалистов АТП-З. Причем уменьшение количества ремонтов заметно скорректировало строку расходов МП в меньшую сторону, что несомненно отразилось на формировании стоимости перевозок.

Держат равновесие

Хотя если обратиться к цифрам, то можно увидеть, что себестоимость перевозок неуклонно растет. Определяющую роль в этом процессе несомненно играет повышение цен на топливо — в данном случае на газойль. По итогам 2013 г. общая себестоимость всех перевозок, совершенных АТП-З в течение указанного периода, составила 856,1 млн р. Количество перевозок, осуществленных МП за 9 мес. 2014 г., обошлось предприятию в 862,1 млн р., а по итогам целого года ожидается, что данная сумма будет находиться на уровне 893 млн р. Т.е. АТП-З в 2014 г. затратит на осуществление перевозок сумму всего на 4% большую, нежели годом ранее.

Это притом что показатель АТП-3, используемый для определения рентабельности предприятия — машиноместа на 1 км (ММК) (который рассчитывается с учетом вместительности салона автобуса и пробега машины), по результатам 9 мес. 2014 г. уже превысил общий показатель 2013 г. — 1,66 млн ММК против 1,55 млн ММК соответственно. А по итогам 2014 г. ожидается, что ММК АТП-З достигнет цифры в 2,03 млн. Иначе говоря, АТП-З выполнило большее количество полезных рейсов, практически сохранив себестоимость перевозок на прежнем уровне, даже несмотря на значительное удорожание горюче-смазочных материалов.

Немаловажную роль в стабилизации показателей МП сыграла активизация руководства АТП-З в плане проведения работ по оптимизации собственных расходов. Ведь сбалансированное ведение хозяйственно-финансовой деятельности предполагает не только наполнение предприятия денежными средствами, но и их разумное расходование.

Помимо экономии за счет снижения затрат на ремонты машин, в 2014 г. было принято решение о прекращении использования АТП-3 в качестве диспетчерского пункта площадки на ул. Спортивной, тем самым сократив строку расходов предприятия на несколько миллионов рублей (см. «Хронограф» №21 (508) от 30.06.14). «Мы уже давно планировали отказаться от этого пункта. На Спортивной в хозведении АТП-З находилась только асфальтобетонная площадка. Сама диспетчерская — это имущество АТП-1, которое мы арендовали. В год нам приходилось отчислять порядка 6 млн р. за пользование земельным участком. Для сравнения: аренда всех площадок, которые использует предприятие в своей деятельности, обходится АТП-З около 12 млн р. в год», — подкрепил свои высказывания цифрами Александр Абрамов. Столь высокая стоимость аренды диспетчерского пункта на ул. Спортивной объяснялась тем, что несколько лет назад мэрия, еще в бытность Анатолия Пушкова, посодействовала переводу этой территории в градостроительную зону жилой застройки.

Так или иначе, но для полноты картины все же стоит отметить, что АТП-З пока является убыточным предприятием. На пленарном заседании Думы г.о. Тольятти, прошедшем 12 ноября 2014 г., при рассмотрении вопроса о развитии муниципального сектора экономики один из депутатов поинтересовался судьбой АТП-З. На реплику депутата ответил мэр Тольятти Сергей Андреев, указав на то, что: «Нужно понимать природу этих убытков. Убытки являются следствием того, что тариф на перевозку пассажиров, который мы устанавливаем, значительно ниже себестоимости».

Между тем в АТП-З нисколько не сомневаются, что за счет предстоящего увеличения автобусного парка и возросшего объема работ удастся нивелировать негативные факторы, воздействующие на предприятие.

Комментарии

Александр АБРАМОВ, директор МП «ТП АТП №3»

- Несколько лет назад возникали реальные опасения вовсе лишиться муниципального городского транспорта. К середине 2000-х в Тольятти осталось только одно действующее муниципальное предприятие — АТП-З. Со временем АТП-З сумело не просто выжить в сложных условиях, но и практически вернуть себе лидерство на рынке городских пассажирских перевозок. В нынешних реалиях нет ничего, что могло бы послужить серьезной угрозой стабильности нашего предприятия.