Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (506) | 9 июня 2014г.
 

Побочный эффект

Расширение рынка КПГ может ударить по «самоварам»

Павел Андреев

29 апреля в Афинах на конференции «Газомоторное топливо и экология Европы» в рамках 17-го ежегодного Общего собрания Европейского делового конгресса председатель правления ОАО «Газпром» Алексей МИЛЛЕР заявил, что природный газ сегодня занимает на рынке моторного топлива неадекватно узкую нишу. В качестве одной из приоритетных задач Миллер обозначил изменение сложившейся ситуации. Практически одновременно в Самарской обл. активизировалась работа по включению региона в программу Газпрома по переводу транспорта на газомоторное топливо (ГМТ). Примечательно, что экономический эффект в Самарской обл. от использования ГМТ может заключаться не только в снижении себестоимости перевозок, но и в вытеснении с рынка ГСМ контрафактного бензина. Об этой проблеме губернатор Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН говорил еще в первый год своей работы.

Базовые установки

Импульс к активизации работы по переходу на ГМТ в масштабах страны был дан на совещании правительства РФ о перспективах использования газомоторного топлива 14 мая 2013 г. в Сочи. Президент РФ Владимир Путин обозначил три основных фактора для работы в этом направлении. Первое — подготовка нормативной базы, второе — повышение интереса покупателей к газомоторным автомобилям, третье — создание инфраструктуры. Тогда же было заявлено о принятии Распоряжения Правительства РФ от 13 мая 2013 г. №767-р.

Распоряжение включает в себя поручения по разработке комплекса правовых, экономических и организационных мер государственной поддержки производства, выпуска в оборот и оборота транспортных средств и сельскохозяйственной техники на природном газе, создания дорожной заправочной и сервисной инфраструктуры, системы статистического учета и технического регулирования при использовании природного газа в качестве моторного топлива.

Ряду министерств РФ и органов государственной власти в частности было поручено разработать и представить в Правительство РФ комплекс мер, направленных на создание условий для доведения к 2020 г. в субъектах РФ уровня использования ГМТ на общественном транспорте и коммунальном транспорте до следующих показателей. В городах с численностью населения более 1 млн человек — до 50% общего количества единиц техники, в городах с численностью населения более 300 тыс. — до 30%, в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. — до 10%.

ГМТ становится одним из стратегических направлений Газпрома. Для реализации этих задач создано дочернее предприятие ООО «Газпром газомоторного топлива» (ГГМТ). ГГМТ является единым оператором в России. В регионах общество представлено своими филиалами.

Средние цены на разные виды топлива в РФ на март 2014 г. (данные ООО «РариТЭК»)
Средние цены на разные виды топлива в РФ на март 2014 г. (данные ООО «РариТЭК»)

Непопутный газ

В качестве ГМТ используется два вида топлива: пропанобутановая смесь (производится из попутного нефтяного газа) и метан (природный газ). Приоритетным направлением сегодня является именно природный газ. Реализуется метан в двух видах — компримированный (сжатый) природный газ (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ).

Официально главным преимуществом использования КПГ является его экологичность. В частности, газовые двигатели ОАО «КАМАЗ» по своим параметрам значительно превосходят требования ЕВРО-4. В 1,9 раза по саже, в 3,2 — по углеводороду (СН), в 1,6 — по окиси азота (NO), наконец в 200 раз (!) по оксиду углерода. Причем по требованиям ЕВРО-5 камазовский двигатель не проходит только по окиси азота (2,13 г/кВт*ч против требуемых 2,0).

Однако главной движущей силой является, конечно же, не экология, а экономика. Сразу следует отметить, что газовая техника дороже дизельной. Цена автобуса с газовым двигателем на 20-25% выше, удорожание спецтехники составляет 10-30%. Тем не менее сроки окупаемости более дорогой техники значительно меньше, чем традиционной. Объясняется это тем, что КПГ является единственным видом моторного топлива, цена которого в России ограничена законодательно (постановление Правительства РФ от 15.01.1993 № 31) и не может превышать 50% от стоимости низкооктанового бензина (А-80).

На этом фоне не совсем понятен «Прогноз-2040» Института энергетических исследований РАН, сделанный чуть более года назад. Его использовала телепрограмма «Однако» 20 мая 2013 г. Все сводилось к тому, что соотношение газовых и нефтяных цен не позволит существенно вырасти рынку ГМТ в России. Создается впечатление, что в прогнозе не учтен регулирующий фактор, ограничивающий цены именно на КПГ. Вполне возможно, что регулирующий фактор не был учтен исключительно из интересов конкурентов Газпрома.

Сегодня, скорее всего, следует ожидать сохранения федерального тренда формирования новых рынков сбыта для газа. В отношении внешних рынков на это указывает китайский контракт Газпрома. Российская корпорация пошла на существенные уступки, заключив контракт с КНР по максимуму европейской цены — примерно EUR 380 за 1 тыс. куб. м. При этом в 2013 г. средняя цена за 1 тыс. куб. м газа в Европе составила $ 380, в Азии — $ 570 (rbc.ru). Алексей Миллер, комментируя сделку, заявил: «Мы предполагаем, что заключение этого контракта окажет влияние на цены на газ на европейском рынке».

Вполне логично ожидать, что газовая интервенция окажет сдерживающее влияние на рост газовых цен как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Совокупность факторов указывает на то, что тот, кто недооценивает газомоторную тему, судя по всему, плохо разбирается в собственных перспективах. Напомним, что Газпром планирует к 2020 г. продавать в РФ 10,4 млрд куб. м КПГ в год.

Область, которой нет

На официальном сайте Газпрома сообщается о 10 пилотных региональных проектах по переводу транспорта на ГМТ. Самарской обл. в этом списке пока нет. Тем не менее сегодня наблюдается явная активизация работы в нашем регионе. ГГМТ в Самаре заявляет о планах развития инфраструктуры. Хотя даже имеющиеся в Самарской обл. мощности сети АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций) позволяют увеличить количество автомобилей, работающих на метане, в 15 раз. Сегодня заправиться КПГ можно в 7 точках региона. К 2017 г. это количество удвоится.

Тем не менее если в отношении спецтехники и общественного транспорта действуют меры господдержки, такие как дотирование приобретения транспортных средств из бюджета (см. «Хронограф» № 17 (504) от 26.05.14), то на рынке частных автомобилей действуют обычные рыночные законы. Ни для кого не секрет, что проблема «самоварного» бензина основывается на запросе потребителя на сверхдешевое топливо. Запрос формируют малообеспеченные слои населения (в первую очередь пенсионеры) и малый коммерческий транспорт («газели», такси). Отсюда и «непобедимость» рынка нелегальных нефтепродуктов, и заявления губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина о том, что объемы реализации топлива в регионе не соответствуют акцизным сборам. Иначе говоря, губернатор дал понять, что на территориях области идет масштабная реализация контрафактного бензина и что с этим надо бороться.

Не исключено, что реализация программы перевода транспортных средств на ГМТ сможет стимулировать процесс вытеснения с рынка ГСМ контрафакта. Тем более что сегодня на рынке такси такая тенденция уже просматривается.