Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (498) | 31 марта 2014г.
 

Гонки преткновения

Топ-менеджмент АВТОВАЗа может пожертвовать LADA Sport ради собственных благ

Сейдамет Абреков

12 и 13, а также 19 и 20 апреля пройдут первые два этапа чемпионата мира по кольцевым автогонкам (WTCC) 2014 г. с участием команды LADA Sport LUKOIL. Участие в автогонках считается одним из способов продвижения марки и увеличения продаж. Но очередная остановка главного конвейера ОАО «АВТОВАЗ», начало которой по времени совпадет со стартом WTCC-2014, опровергает незыблемость этого тезиса. О том, что АВТОВАЗу пора заканчивать с гонками, похоже, уже задумались 500 ключевых руководителей предприятия, которым президент АВТОВАЗа Бу АНДЕРССОН предложил концепцию жесткой экономии. Если топ-менеджеры не сформулируют для президента альтернативные варианты сокращения расходов, то в этом случае они рискуют потерять не только собственные доходы, но и рабочее место.

Развлечение, да и только

12 и 13 апреля в Марокко пройдет первый этап WTCC, a 19 и 20 апреля во Франции — второй этап. LADA Sport LUKOIL, считающаяся заводской командой ОАО «АВТОВАЗ», планирует выступить не только в этих, но и во всех остальных 10 этапах WTCC-2014.

АВТОВАЗ участвует в этом чемпионате уже не первый год, но до сих пор доподлинно неизвестно, какой эффект предприятие получает от участия в данных соревнованиях. Считается, что кольцевые автогонки помогают заводам-автопроизводителям не только популяризировать собственные марки, но и увеличивать продажи.

Однако если проанализировать динамику продаж АВТОВАЗа за последние годы, то можно с уверенностью полагать о том, что автогонки никоим образом не обеспечили рост производства и продаж. В последние годы продажи автомобилей LADA стабильно только падали. Но, судя по всему, на АВТОВАЗе не находилось административной воли или интересантов поставить ребром вопрос относительно целесообразности участия заводской команды в дорогостоящем чемпионате. Хотя похоже, что именно сегодня обозначился круг заинтересованных в этом лиц.

Мистер Экономия

В середине апреля АВТОВАЗ планирует остановить производство товарных автомобилей. Прогнозируется, что вынужденный простой продлится около месяца. Накануне этого события, а именно 14 марта, президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссон провел встречу с 500 ключевыми руководителями предприятия. На этой встрече он сделал ряд заявлений, основной смысл которых сводился к необходимости жесткой экономии. Причем Бу Андерссон конкретизировал меры, благодаря которым он планирует снизить издержки. Все они, по сути, были направлены именно на 500 ключевых руководителей АВТОВАЗа. «Все заграничные поездки будут утверждаться мною, и я не собираюсь много их одобрять, потому что наши проблемы в основном здесь и в Ижевске.

Бу Андерссону нужно определиться, с чего начинать экономить
Бу Андерссону нужно определиться, с чего начинать экономить

Никаких перелетов бизнес-классом для всех, включая меня. Никакого VIP-обслуживания в аэропортах. Во время командировок использовать гостиницы только из одобренного мною списка», — в частности, заявил Бу Андерссон. На этом он не остановился. «Необходимо также приостановить непроизводственные закупки. Сократить использование консультационных и других нестандартных услуг: все это будет также одобряться мной. ...Нужно урезать участие к конференциях, семинарах, тренингах. Никаких индивидуальных уроков иностранного языка за счет компании. Если вы хотите брать уроки -пожалуйста. Но сложно объяснить, почему мы должны за это платить», — констатировал президент АВТОВАЗа. Нетрудно догадаться, что на этих мерах, направленных на снижение непроизводственных затрат, Бу Андерссон не остановится. Нужно лишь ожидать новых подобных заявлений.

Очевидно, понимают это и 500 ключевых руководителей АВТОВАЗа. Причем нетрудно догадаться, что эти люди вряд ли будут готовы отказаться от таких приятных мелочей, как VIP-обслуживание или оплата обучения за счет предприятия.

И это не говоря о том, что им, вполне вероятно, предстоит пережить стресс после того, как Бу Андерссон заявит о снижении окладов у топ-менеджеров АВТОВАЗа и сокращении многих из них. А раз есть понимание ситуации и ее развития, значит, следует предпринимать ответные шаги, чтобы, образно выражаясь, не оказаться на обочине.

Иезуитский подход

В определенном смысле первую реакцию на слова Бу Андерссона, произнесенные 14 марта, можно было наблюдать уже 18 марта на страницах корпоративного издания ОАО «АВТОВАЗ» — газеты «Волжский автостроитель». Именно в этом номере на первой полосе был размещен информационный материал, посвященный встрече Бу Андерссона с 500 его подчиненными. На той же первой полосе буквально под материалом о мерах снижения расходов, озвученных Андерссоном, была размещена информационная заметка о тестах нового автомобиля Granta Sport, проведенных во Франции. Три таких автомобиля примут участие в чемпионате мира по кольцевым автогонкам (WTCC) -2014. Причем старт чемпионата по времени практически совпадет с остановкой конвейера АВТОВАЗа, которая, как уже было отмечено, планируется на месяц. Сразу напрашивается вопрос: какой смысл АВТОВАЗу участвовать в гонках, если завод будет стоять?

Но размещение на одной странице материала о предстоящих мерах жесткой экономии, инициированной Бу Андерссоном, и новости о тестах во Франции рождают еще один вопрос: а насколько случайным могло оказаться такое соседство явно противоположных друг другу материалов на одной странице корпоративного издания? Тем более что материалы о спорте «Волжский автостроитель» чаще всего публикует на последних полосах издания. А тут вдруг новость про столь малозначительное событие, как тесты автомобиля, дополняла передовицу «Волжского автостроителя».

Такая неслучайность вряд ли могла произойти без участия тех, кто сегодня ответственен за вазовские СМИ. Речь о новом директоре по внешним связям АВТОВАЗа Владимире Степанове. Хотя с учетом того, что он назначен на эту должность только 12 марта, подобные публикации могли быть инициированы другими людьми, на которых кто-то из «500 ключевых руководителей АВТОВАЗа» имеет выход.

Так или иначе, но у читателя, сначала ознакомившегося с «драконовскими» методами, предложенными Андерссоном, должен родиться другой вопрос: а насколько новый президент адекватно оценивает ситуацию в условиях того, что АВТОВАЗ при его молчаливом согласии продолжает тратить средства на участие в WTCC? Может быть, лучше урезонить тех, кто привык зарабатывать на гонках, чем лишать права топ-менеджера АВТОВАЗа летать бизнес-классом — таким вопросом вполне мог бы озадачиться читатель того самого выпуска «Волжского автостроителя».

Стоит напомнить, что за последние 10 лет традиционно практически все вазовские проекты в области автоспорта не обходились без руководства Владислава Незванкина. При этом Незванкин 5 марта уже успел проинформировать общественность о том, как Бу Андерссон посетил дилерский центр LADA Sport. Так, в интервью изданию «АвтоСреда» Незванкин заявил: «Президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу Инге Андерссон дал высокую оценку дилерскому центру и всем проектам LADA Sport. ...В планах на 2014 г. максимально использовать спортивные программы и достижения в маркетинговых и коммуникационных проектах LADA и LADA Sport». Вице-президенту Автомобильной федерации Самарской обл. Незванкину был послан запрос с просьбой прокомментировать ситуацию. В ответ он лишь заявил, что «Автомобильная федерация Самарской обл. этим проектом не занимается».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.