Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (498) | 31 марта 2014г.
 

Ребус для Андерссона

АВТОВАЗ должен или увеличить продажи, или и дальше сокращать издержки

Сейдамет Абреков

На прошлой неделе появились дополнительные подробности касательно причин и последствий планируемой остановки производства ОАО «АВТОВАЗ» в апреле 2014 г. Похоже, количество непроданных товарных автомобилей вынуждает президента АВТОВАЗа Бу АНДЕРССОНА думать о том, насколько может затянуться простой. Если ситуация на рынке не станет более благоприятной, а для этого нет практически никаких предпосылок, значит, либо АВТОВАЗ не сможет возобновить производство более чем в течение месяца, либо Бу Андерссон пойдет на координатные меры по линии сокращения расходов. О некоторых таких мерах президент АВТОВАЗа уже успел публично заявить. Причем эти слова, похоже, вызвали неоднозначную реакцию.

Волшебная затоварка

Основной причиной того, что ОАО «АВТОВАЗ» в очередной раз оказалось вынуждено остановить производство, следует назвать низкий спрос на автомобили. Сегодня официальные дилеры АВТОВАЗа вынуждены распродавать товарные остатки 2013 г. При этом на самом АВТОВАЗе показатели продаж по итогам года трактуют по-разному.

Согласно сообщению пресс-центра АВТОВАЗа от 10 января 2014 г.: «В 2013 г. АВТОВАЗ продал 534 911 автомобилей LADA — на 12,1% меньше, чем в 2012 г.». 18 февраля АВТОВАЗ раскрыл несколько иные данные относительно итогов продаж за 2013 г. «Продажи автомобилей LADA составили 481 тыс. автомобилей, снизившись на 19 % по сравнению с 2012 г.», — заявил пресс-центр предприятия. Т.е. разница между двумя цифрами продаж составила около 54 тыс. автомобилей. По этому поводу руководитель пресс-центра АВТОВАЗа Александр Шмыгов заявил: «Разные данные относительно продаж объясняются тем, что при подготовке бухгалтерской отчетности, которая была опубликована 18 февраля т.г., используется другая методика подсчета (бухгалтерия считает автомобили, проданные дилерам, а в официальном сообщении пресс-центра используются данные по продажам автомобилей непосредственно покупателям). Поэтому при подготовке публикаций о продажах автомобилей LADA необходимо ориентироваться на официальные данные, которые размещает пресс-центр АВТОВАЗа». Достаточно странная позиция, если учесть, что и 10 января, и 18 февраля сообщения были официально размещены именно пресс-центром АВТОВАЗа. Не менее удивительным следует назвать тот факт, что, если верить словам Александра Шмыгова, дилерам автомобилей было продано меньше, чем «непосредственно покупателям». Дилерам (по данным бухгалтерии) -481 тыс. автомобилей, «непосредственно покупателям» (по «официальным» данным пресс-центра) -около 535 тыс. У кого же «покупатели» приобрели почти 54 тыс. автомобилей?

Ввиду подобных нестыковок более правдоподобными все же следует признать сведения вазовской бухгалтерии, а не «официальные данные, которые размещает пресс-центр». Тем более если вникать в суть раскрываемой пресс-центром АВТОВАЗа информации, отслеживать ее в динамике, то можно сделать вывод о том, что зачастую она носит тенденциозный характер.

Нереализованная продукция АВТОВАЗа требует все больше площадей
Нереализованная продукция АВТОВАЗа требует все больше площадей

Причем тенденция порой направлена на приукрашивание действительности и спекулирование на второстепенных «достижениях». К примеру, в сообщениях пресс-центра АВТОВАЗа о том, что «в феврале 2014 г. продано 34 262 автомобиля LADA -на 33,9% больше, чем в январе 2014 г.», как-то не упоминался такой «малозначительный» факт, что рабочих дней в январе (ввиду продолжительных праздников) было чуть ли не в два раза меньше, чем в феврале.

Розовые мечты

Так или иначе, но попытки поиграть цифрами, судя по всему, никоим образом не помогают нарастить реальные продажи и, соответственно, объемы производства. А поэтому очередная остановка главного конвейера АВТОВАЗа (к слову, первая после того, как к исполнению обязанностей президента АВТОВАЗа с 1 января 2014 г. приступил Бу Андерссон) со стороны не выглядит чем-то удивительным. При этом пресс-центр АВТОВАЗа не смог «официально» конкретизировать информацию о сроках вынужденного простоя. «График работы производственных линий в апреле т.г. будет утвержден с учетом производственной программы, предусматривающей сокращение запасов товарных автомобилей, и будет доведен до персонала сразу после утверждения», — лишь пояснил Александр Шмыгов. Эксперты «Хронографа» прогнозируют остановку АВТОВАЗа примерно на месяц. Однако если с продажами вазовских автомобилей ситуация не будет улучшаться, то вполне возможно, что этот срок окажется более продолжительным.

При этом Александр Шмыгов оптимистично заявил, что компания якобы не снижает объемов производства. «Наоборот, ОАО «АВТОВАЗ» может нарастить производство по итогам 2014 г.», — считает он. Также пресс-центр АВТОВАЗа привел мнение на этот счет президента компании Бу Андерссона. «Производственный план на этот год — 484 тыс. автомобилей LADA, но все зависит от рынка. Это начальная планка, которая будет корректироваться в зависимости от спроса в ту или иную сторону», — сообщил Бу Андерссон. По версии пресс-центра АВТОВАЗа,

в 2013 г. компания произвела почти 460 тыс. автомобилей. При этом, как утверждает все тот же пресс-центр, «непосредственно покупателям» по итогам 2013 г. было продано аж 535 тыс. авто, что на 75 тыс. больше, чем было произведено. Как такое могло оказаться возможным? Здесь, наверное, следует только догадываться, что в данном случае разница образовалась в результате того, что в 2013 г. на продажу шли автомобили, произведенные в 2012 г.

В 2014 г. можно наблюдать похожую картину: пока АВТОВАЗ распродает автомобили прошлого года. Однако ввиду того, что продажи 2013 г. были намного хуже продаж 2012 г., можно усомниться в том, что производственные показатели по итогам 2014 г. превысят показатели 2013 г.

Скорее АВТОВАЗ и дальше будет вынужден избавляться от товарных остатков и, соответственно, не производить новых автомобилей. Поэтому вряд ли 2014 г. станет успешнее как по производству, так и по продажам.

Жесткий Андерссон

А раз так, значит, необходимо будет значительно сокращать расходы. 14 марта президент АВТОВАЗа Бу Андерссон сделал заявление, из которого можно было понять, что он лично будет контролировать практически все расходы 500 ключевых руководителей АВТОВАЗа. Вряд ли это им понравится. Но и на таких мерах Бу Андерссон, похоже, останавливаться не собирается. «АВТОВАЗ направил профсоюзам и в Центр занятости населения г.о. Тольятти уведомление о планируемом сокращении 1,5 тыс. человек из состава руководителей, специалистов и служащих (РСиС)», — заявил по этому поводу руководитель пресс-центра АВТОВАЗа Александр Шмыгов.

Также он сообщил, что сверхнормативная численность может уменьшиться за счет того, что часть РСиС воспользуется предложением АВТОВАЗа об увольнении по соглашению сторон. Речь идет о том, что в случае принятия решения об увольнении РСиС могут получить до 5 средних месячных заработков. Однако, по сведениям источников «Хронографа», даже такие условия заинтересовали весьма небольшое количество специалистов. Если эта идея Бу Андерссона, направленная на сокращение затрат, напрямую влияющих на формирование стоимости автомобиля, может быть саботирована, то, значит, АВТОВАЗ может оказаться вынужден и дальше повышать стоимость своих автомобилей, что сделает их еще менее конкурентоспособными. А значит, АВТОВАЗ и дальше рискует неоднократно уходить в вынужденные простои.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- В феврале был подписан соответствующий приказ, предусматривающий выплату компенсационных пособий руководителям, специалистам и служащим, чьи должности исключаются из штатного расписания и которые изъявляют желание расторгнуть трудовой договор. Приказом были предусмотрены следующие компенсационные выплаты: до конца февраля 2014 г. -в размере 5 средних месячных заработков работника; в марте — в размере 4 средних месячных заработков работника; в апреле — в размере 3 средних месячных заработков работника. В течение февраля в рамках оптимизационной программы АВТОВАЗа уволено по соглашению сторон 1135 руководителей, специалистов и служащих.

Снижение численности рабочих будет идти за счет естественной убыли. Прогнозируемое снижение численности рабочих ОАО «АВТОВАЗ» в течение 2014 г. составит около 5 тыс. человек. В 2013 г. естественная убыль рабочих предприятия составила около 8 тыс. человек.