Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (498) | 31 марта 2014г.
 

Спешат заработать

«Транспортной карте» мало денег муниципалов

Сергей Ромашов

13 марта в Думе г. о. Самара (ДГОС) на заседании комитета по экономике был рассмотрен вопрос об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в г. о. Самара. Администрация г. о. Самара и ООО «Транспортная карта» (ТК) намерены внедрить электронный проездной практически на всех коммерческих маршрутах города. Однако с этим не согласны компании-перевозчики, собирающие выручку наличкой. Желание ТК посотрудничать с частными перевозчиками, скорее всего, вызвано скорым созданием Единого центра расчетов за пассажирские перевозки. Эта система до конца года должна прийти на замену ТК.

Из доклада первого заместителя главы г. о. Самара Виктора Кудряшова перед депутатами ДГОС стало известно, что в настоящее время администрацией Самары проводится работа по переводу автобусных коммерческих маршрутов, работающих в режиме без предоставления льгот, в режим работы с возможностью оплаты проезда с помощью электронных транспортных карт и социальных карт жителя Самарской обл.

Оператором электронного проездного в Самаре сегодня пока остается возглавляемое Михаилом Садовым ТК. В докладе Кудряшова было отмечено, что в октябре 2013 г. был реализован пилотный проект по переводу на транспортные карты всех единиц подвижного состава коммерческого автобусного маршрута № 5д «Сухая Самарка — Губернский рынок». На данном маршруте работает 19 автобусов. С момента перевода на работу по транспортным картам и до 31 января 2014 г. по маршруту было перевезено 175,7 тыс. пассажиров. В январе 2014 г. был переведен на работу по транспортным картам коммерческий автобусный маршрут № 23 «15 мкрн — универмаг «Юность». С момента перевода на работу по транспортным картам и до 31 января 2014 г. по данному маршруту было перевезено 10,1 тыс. пассажиров. О доходах ТК с двух указанных маршрутов Кудряшов почему-то умолчал.

Равно как и о выгоде, которую ТК получает, обслуживая трех муниципальных перевозчиков — МП «Пассажиравтотранс», МП «ТТУ», МП «Самарский метрополитен». Зато замглавы города пояснил, что в течение 2014 г. запланировано продолжение работы в направлении внедрения транспортных карт в частные маршрутки.

Так, в приоритетном порядке перевод в режим работы с использованием транспортных карт планируется осуществить на коммерческих маршрутах № 21м «ТЦ Мегамебель-1 — Приволжский мкрн», № 205 «ТЦ «Мега» — Речной вокзал», № 266 «Юнгородок — Ж/Д вокзал», № 295 «МК «Московский» — Речной вокзал». Следует отметить, что это одни из самых протяженных городских автобусных маршрутов, по которым ежедневно ездит большое количество пассажиров. Соответственно, компании-перевозчики, обслуживающие эти маршруты, имеют возможность каждый день собирать значительную выручку наличными денежными средствами. Внедрение транспортных карт лишит их такой возможности. А значит, слаженность и оперативность работы марш-рутчиков окажутся под угрозой.

По данным источников редакции, несколько компаний-перевозчиков отчаянно сопротивляются внедрению транспортных карт на обслуживаемых ими маршрутах. Однако силы неравны. ТК имеет кураторов в департаменте транспорта, которые, указывая на возможность расторжения договоров с перевозчиками, судя по всему, вынуждают последних соглашаться на навязанные условия сотрудничества с частным оператором.

Желание ТК поскорее заработать на самых пассажироемких коммерческих маршрутах объясняется скорым созданием в Самаре Единого центра расчетов за пассажирские перевозки (ЕЦРПП), который заберет себе функции ТК. Инициаторы проекта ЕЦРПП были неприятно удивлены, как стало возможным, чтобы финансовые потоки — платежи граждан за проезд в общественном транспорте — не сразу поступали на счета перевозчиков, а задерживались в распоряжении некой надстройки. Поэтому вскоре ТК уже вряд ли чем-то смогут помочь даже его кураторы из департамента транспорта.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Наталья ХЛОПУНОВА, руководитель управления информации и аналитики администрации г.о. Самара

- Как сообщает департамент транспорта администрации г.о. Самара, в целом по России (в т.ч. в городах Самарской обл.), а также в других странах функции транспортного оператора осуществляют частные предприятия. Такие организации инвестируют в оборудование (сервер, Центр обработки данных), сеть продаж и пунктов пополнения транспортных карт, программное обеспечение и др. Расходование средств из муниципального бюджета в данном случае нецелесообразно. Требования о расторжении договоров между муниципальными предприятиями и ООО «Транспортная карта» в соглашениях, подписанных между администрацией г.о. Самара, ОАО «Российские железные дороги» и строительными компаниями, не указаны.