Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (498) | 31 марта 2014г.
 

На пути к Советам

Правобережью может грозить «феодальная» раздробленность

Вероника Синицына

27 марта были выявлены новые особенности подготовки Правобережья Самарской обл. к очередному этапу реформы системы местного самоуправления (МСУ). При этом необходимо иметь в виду не только идеи укрупнения муниципальных образований, но и перспективу т.н. «районирования». В результате на выходе Правобережью может грозить почти «феодальная» раздробленность. Впрочем, оно также может превратиться в почти самостоятельный и самодостаточный региональный анклав. Естественно, что за развитием по тому или иному пути должны стоять определенные силы.

Не только к территориальному, но и к экономическому объединению нынешних муниципальных образований Правобережья есть исторические предпосылки. Так, Сызранский р-н стал административно самостоятельным и отделился от Сызрани только в 1938 г. Если же посмотреть на историю Правобережья в более широком разрезе, найдутся и иные показательные с учетом нынешней ситуации факты.

Сызрань в свое время была не только уездным городом в составе Симбирского наместничества (Симбирской губернии), но и центром Сызранского округа Средне-Волжского края. По административному делению к нему относились расположенные на территории нынешнего Октябрьска с. Батраки и с. Костычи. Также в составе этого округа были образованы Новодевиченский и Шигонский р-ны. Шигонский р-н вновь был образован в 1935 г., но и после этого пережил преобразования. В частности, входил в состав Сызранского р-на. Октябрьск же получил статус самостоятельного города только в 1956 г.

Не сказать, чтобы идеи объединения названных территорий не рассматривались и в последние годы советской эпохи. Причем под нее подводилась и экономическая база. Подобные идеи, например, высказывались и одним из высокопоставленных на то время чиновников Сызранского р-на Николаем Кирпичным. Он, кстати, по мнению экспертов, тогда имел все шансы возглавить район наравне с Вячеславом Подобулиным (см. «Хронограф» №27 (380) от 18.07.11).

Нельзя не сказать, что параллельно названным на Правобережье могут быть реализованы и другие идеи реформы. В частности, к таковым может относиться программа создания в Сызрани общественных советов микрорайонов (ОСМ). ОСМ должны стать органами общественного самоуправления для координации деятельности в этом направлении граждан как минимум на уровне микрорайонов, но через это -и участие в управлении округом в целом, вплоть до контроля над ним. На ОСМ же могут лечь вопросы взаимодействия общества, власти и бизнеса на своей территории.

Предполагаемые полномочия ОСМ достаточно широки. Причем ОСМ будут иметь право приобрести статус юридического лица, заключать официальные договоры с физическими и юридическими лицами. Под их присмотром могут оказаться взаимоотношения с управляющими компаниями, торговля, сфера услуг. При этом, что показательно, как выдвижение кандидатов в ОСМ, так и планы работы ОСМ в Сызрани предполагалось согласовывать через муниципальное казенное учреждение г.о. Сызрань «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления» (ресурсный центр).

При таком варианте не вызывает удивление ситуация, сопутствовавшая назначению на должность руководителя ресурсного центра бывшего первого заместителя главы администрации г.о. Сызрань Виктора Уколова (на фото) (см. «Хронограф» №9 (496) от 17.03.14). В будущем не исключено, что именно он будет не только формировать, но и координировать работу ОСМ.

Особенно это важно в плане вопросов о том, как, на каких принципах и когда будет в дальнейшем формироваться такой орган, как Дума г.о. Сызрань, либо представительный орган нового муниципального образования. Кстати, выборы в Думу г.о. Октябрьск, Собрания представителей Сызранского и Шигонского р-нов должны состояться осенью 2015 г. В новой ситуации они могут быть или смещены на более ранний срок, или вообще не понадобиться.

Одним из возможных вариантов выглядит перенос всех необходимых, в т.ч. и выборных процедур, на декабрь 2014 г. К этому моменту, скорее всего, законодательно на федеральном и областном уровнях реформа МСУ может быть завершена «под ключ». Это, кстати, даст вышестоящей власти полное право полностью произвести административную «зачистку» Правобережья. Неприкосновенных в этом случае может и не оказаться.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Игорь ДАНЬЧИН, первый заместитель главы администрации г.о. Сызрань

- Главной идеей реформы местного самоуправления является приближение власти на местах к населению. В г.о. Сызрань создан Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления, одной из основных задач которого является организация помощи гражданским инициативам. Администрация... активно поддерживает идею губернатора Самарской обл. Меркушкина Н.И. о создании общественных советов на территориях и будет реализовывать ее на местах. Кроме того, основным вопросом функционирования местного самоуправления является обеспеченность достаточными финансовыми ресурсами для решения вопросов местного значения. Для этого предлагается закрепление за местными бюджетами необходимого количества собственных источников налоговых доходов в соответствии с полномочиями.