Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (479) | 28 октября 2013г.
 

Вездесущая «Аврора»

Уход от претензий кредитора вряд ли решает проблемы аэропорта в Смышляевке

Екатерина Михасенок

16 октября заместитель генерального директора ООО «Аэропорт «Смышляевка» Дмитрий ТИМОФЕЕВ пояснил ситуацию с очередной попыткой ЗАО «КоммунЭНЕРГО» обанкротить общество. По словам Тимофеева, задолженность перед компанией Ивана КИЯЧЕНКОВА была погашена, несмотря на наличие претензий к качеству этих услуг. Летом 2013 г. стало известно, что объекты федеральной собственности — взлетно-посадочная полоса, авиаперрон, площадки, на базе которых аэропорт осуществлял свою деятельность — могут получить другого арендатора в лице ЗАО «Аврора» (г. Нижний Новгород). В начале года эта компания уже получила в аренду от Росимущества объекты Сызранского речного порта.

На 31 октября было назначено заседание в рамках дела по заявлению ЗАО «КоммунЭНЕРГО» о признании несостоятельным ООО «Аэропорт «Смышляевка». Требования «КоммунЭНЕРГО» основаны на решении Арбитражного суда Самарской обл. от 14 мая 2013 г. в рамках дела А55-5064/2013. Этим судебным актом с ООО «Аэропорт «Смышляевка» взыскано 162 тыс. р. долга по договору на поставку тепловой энергии № 274 от 1 сентября 2008 г.

Решение суда от 14 мая 2013 г. ООО «Аэропорт «Смышляевка» пыталось обжаловать, ссылаясь на то, что работы по пуску тепла осенью 2012 г. не осуществлялись. По условиям договора ЗАО «КоммунЭНЕРГО» поставляет тепловую энергию в горячей воде. «Учет количества отпускаемой тепловой энергии «Абоненту» производится «Энергоснабжающей организацией» на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре», — говорится в материалах дела. Задолженность, судя по выставленным счетам «КоммунЭНЕРГО», сформирована за период с октября по декабрь 2012 г.

Притом что в материалах дела имеется письмо ООО «Аэропорт «Смышляевка» от 30 октября 2012 г., в котором компания признает наличие задолженности по договору с «КоммунЭНЕРГО», и «указывает на невозможность подписания соглашения о расторжении договора на поставку тепловой энергии и готовность рассмотреть варианты сохранения договорных отношений». Об этом говорится в определении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 июля. Процедура обжалования в кассационной инстанции завершилась 3 октября не в пользу аэропорта. Судя по всему, после этого ООО «Аэропорт «Смышляевка» могло погасить задолженность, рассчитывая на отказ от заявления о банкротстве.

Арендатором взлетно-посадочной полосы на этом аэродроме может стать компания из Нижнего Новгорода
Арендатором взлетно-посадочной полосы на этом аэродроме может стать компания из Нижнего Новгорода

В июне т.г. ЗАО «КоммунЭНЕРГО» уже пыталось инициировать банкротство ООО «Аэропорт «Смышляевка». По каким-то причинам впоследствии «КоммунЭНЕРГО» отказалось от заявления, в связи с чем было прекращено производство по делу. Известно также, что в августе 2012 г. «КоммунЭНЕРГО» взыскало с аэропорта 907 тыс. р.

ООО «Аэропорт «Смышляевка» на 75% принадлежит Владимиру Могличеву, на 25% — ООО «Аэросибсервису». Генеральным директором компании является Вячеслав Костин. Учредителями ООО «Аэросибсервис» выступают Владимир Буряк — 76% и Владимир Павлов -24%. Основной вид деятельности — оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе).

До 2005 г. «Аэропорт Смышляевка» принадлежал ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» (МАК). Параллельно существовал филиал ОАО «МАК» — Аэропорт Смышляевка», который в 2012 г. был ликвидирован. ОАО «МАК» входит в состав учредителей ООО «Аэропорт-Сервис», доля в размере 10% уставного капитала которого принадлежит совладельцу «Аэропорта «Смышляевка» Владимиру Могличеву.

Конфликт с поставщиком коммунальных услуг, видимо, может отойти на второй план с учетом событий вокруг аэродрома в Смышляевке. Известно, что начиная с 2010 г. аэропорт использовал объекты, находящиеся в собственности РФ, по договору аренды с Росимуществом по Самарской обл., не прошедшему государственную регистрацию. Так, в пользовании компании находились взлетно-посадочная полоса площадью 13,8 га, авиаперрон, рулежная дорожка, швартовочные площадки, места стоянок самолетов, вертолетов.

По данному факту в 2012 г. Куйбышевская транспортная прокуратура инициировала судебный процесс о привлечении «Аэропорт «Смышляевка» к ответственности (см. «Хронограф» №30 (429) от 10.09.12).

Однако был нарушен срок привлечения к ответственности за нарушение, в связи с чем прокуратуре был дан отказ в удовлетворении этих требований. В любом случае договор аренды, не зарегистрированный должным образом, не имеет юридической силы. Вероятно, из этих соображений «Аэропорт «Смышляевка» мог вовсе не вносить платежей за пользование объектами. Не исключено, что это могло стать поводом для соискания нового арендатора. В январе 2013 г. региональное управление Росимущества провело торги на право заключения аренды на объекты. Аукцион был признан несостоявшимся в связи с тем, что была подана лишь одна заявка от ЗАО «Аврора». При заключении договора аренды с ЗАО «Аврора» как с единственным участником возникли разногласия, которые по инициативе компании нашли разрешение в суде. Так, по условиям контракта арендная плата подлежала начислению с 14 июля 2011 г., т.е. «Авроре» необходимо было заплатить за пользование объектами за период более полутора лет, предшествующий фактическому началу пользования объектами. Оспорив это условие в суде, «Аврора» добилась изменения договора в части срока начисления платы с даты передачи объектов арендатору.

ЗАО «Аврора» было создано в октябре 2012 г. с адресом регистрации в Нижнем Новгороде. Намерение использовать объекты аэропорта по назначению вряд ли преследуются «Авророй». Скорее компания выполняет функции посредника. Ранее ЗАО «Аврора» Татьяны Джумаевой проявило интерес к объектам в Сызранском речном порту (СыРП) — филиал ОАО «Порт Самара». Напомним, в начале 2013 г. была распространена информация о том, что по итогам организованного Росимуществом тендера право на аренду объектов СыРП выиграло нижегородское ЗАО «Аврора». В частности, этими объектами стали грузовая причальная стенка и примыкающая к ней территория, пассажирская стенка, причал паромной переправы, железнодорожные пути и внутрипортовые дороги. Фактически при таком раскладе «Аврора» получила возможность полностью контролировать порт в Сызрани (см. «Хронограф» №7 (451) от 4.03.13).

Если вопросы с заключением договора аренды и передачи объектов аэропорта «Смышляевка» в пользу ЗАО «Аврора» будут разрешены, то ООО «Аэропорт «Смышляевка» придется выступить в роли субарендатора. В отличие от Росимущества, вряд ли частная компания, специализирующаяся на сдаче внаем недвижимости, будет лояльно относиться к задержкам оплаты или вовсе неплатежам.