Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (475) | 30 сентября 2013г.
 

Сомнительная сделка Гапонько

«Закредитованный» АвтоВАЗагрегат приобрел контроль над должником

Илья Ширтанов

19 сентября была раскрыта информация о том, что ОАО «АвтоВАЗагрегат» (ABA), генеральным директором которого является Григорий ГАПОНЬКО (на фото), получило контроль над ОАО «Белебеевский завод «Автонормаль» (БелЗАН). Судя по отчетности БелЗАНа, компания находится далеко не в лучшем состоянии. Таким образом, приобретая акции БелЗАНа, ABA фактически принимает на себя ответственность по обязательствам этой компании. В условиях прямой зависимости от ОАО «АВТОВАЗ» эта сделка может закончиться серьезным провалом ABA.

Согласно раскрытым данным, ABA приобрело долю в акционерном капитале ОАО «БелЗАН». В результате проведенной сделки ABA получило право распоряжаться 99,7388% голосующих акций БелЗАНа. Согласно отчету ОАО «БелЗАН» за II кв. 2013 г. на 30 июня 99,6% долей акционерного капитала принадлежало кипрской компании RUSSOMOTIVE DIRECT INVESTMENTS FUND LTD. Должность генерального директора БелЗАНа занимает Сергей Овчинников.

До последнего времени считалось, что БелЗАН оставался последним предприятием — производителем автокомплектующих группы «СОК» Юрия Качмазова. После того как АВТОВАЗ стал контролироваться Госкорпорацией «Ростехнологии», подконтрольные СОКу заводы автомобильных запчастей стали менять собственников. В 2008 г. при участии бенефициара холдинга «Волгопромгаз» Владимира Аветисяна было образовано ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ). Позже под крылом ОАТ начали консолидироваться производители автокомпонентов. В течение 2012 г. реестр подконтрольных ОАТ компаний пополнили такие предприятия, как ЗАО «ВАЗ-ТРАСТ», ЗАО «ВАЗИНТЕР-СЕРВИС», ЗАО «ВолгоПромМаркет», ООО «ВПМавто», ОАО «ОСВАР», ЗАО «Автосвет», ЗАО «Мотор-Супер», ООО «СААЗ», ООО «СААЗ Комплект», ООО «Димитровградскии завод алюминиевого литья», ООО «ДААЗ Штамп», ООО «Системы охлаждения», ООО «Промышленные активы и оборудование», ООО «ВИС Сцепление» и ООО «Автосвет». К концу года уже насчитывалось 34 аффилированных ОАТ предприятий — изготовителей комплектующих на автомобили.

До последнего времени БелЗАН открыто не проявлял заинтересованности в плане присоединения к какой-либо из влиятельных производственных групп. Однако, по всей видимости, относительная самостоятельность могла в значительной степени сказываться на работе БелЗАНа. Какая обстановка сложилась на предприятии, можно судить по раскрытой информации.

На конец II кв. 2013 г. у БелЗАНа числились значительные кредитные обязательства. В частности, перед ОАО «Газпромбанк» основная сумма долга составляла 197 млн р. В ОАО «Сбербанк России» у БелЗАНа открыты две кредитные линии. По состоянию на 30 июня долги не погашены. Выплаты по основному долгу должны составить по одному договору 200 млн р. и 221 млн р. — по другому. Сумма основного долга перед ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК», согласно информации, раскрытой в отчете, 150млнр. По другой кредитной линии ГЛОБЭКСБАНКа сумма основного долга составила 27 млн р. Кроме того, до 2019 г. БелЗАН должен погасить долг перед ОАО «НОМОС-БАНК» в размере 133 млн р. Если суммировать эти цифры, то получается задолженность около 930 млн р.

Стоит отметить, что в отчете БелЗАНа раскрываются данные о заложенном имуществе компании. Согласно представленной информации, в залоге у ГЛОБЭКСБАНКа находятся здание КВЦ, здание административно-бытового комплекса КВЦ и еще 34 объекта и земельных участка. У Сбербанка в залоге находится здание главного корпуса и участок под ним. Некая компания «Спурт» — залогодержатель здания ЭВЦи ЦЗЛ, инженерного корпуса и участков под ними. У ОАО «Мой Банк Ипотека» в залоге здание ФСК.

Приобретение такого актива вряд ли сможет освежить финансовую ситуацию на ABA. В свою очередь, Григорий Гапонько сообщил «Хронографу»: «В настоящий момент рассматривается вопрос о расширении производства и выпускаемой продукции ОАО «АВТОВАЗ». Если покупку БелЗАНа считать одним из этапов по расширению производства и номенклатурного ряда, тогда можно смело ставить под сомнение компетентность лиц, принимавших такое решение.

Более того, как отмечает Григорий Гапонько: «ОАО «АвтоВАЗагрегат» является основным поставщиком ОАО «АВТОВАЗ», а раз так, то ОАО «АвтоВАЗагрегат» является финансово крайне зависимым от ОАО «АВТОВАЗ». Летом 2013 г. на фоне падения продаж ОАО «АВТОВАЗ» произвело снижение производства автомобилей, а следовательно, произошло и снижение производства комплектующих изделий на ОАО «АвтоВАЗагрегат», это не могло не сказаться на финансово-экономической ситуации последнего». Поэтому для ABA сделка по покупке БелЗАНа может только усугубить финансовое положение.

Комментарии

Григорий ГАПОНЬКО, генеральный директор ОАО «АвтоВАЗагрегат»

- ОАО «АвтоВАЗагрегат» изыскивает возможности и не допускает образования большого массива задолженности перед контрагентами. Более того, принято решение о привлечении дополнительных инвестиций на развитие и расширение производств ОАО «АвтоВАЗагрегат» в виде увеличения уставного капитала путем размещения дополнительных акций.