Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (462) | 3 июня 2013г.
 

Спиной к народу

В СГД предпочли обсудить вопросы принудительной эвакуации автомобилей в закрытом от прессы режиме

Татьяна Федорова

30 мая с подачи работников Самарской губернской думы (СГД) обсуждение резонансной и важной для всех автомобилистов Самарской обл. темы прошло в закрытом режиме. Прессу отказались пустить в зал СГД, где проходил семинар-совещание на тему «О порядке перемещения транспортных средств на спецстоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и на хранение, а также возврата транспортных средств». Подобный подход СГД к работе лишь усилил впечатление о коррупционной подоплеке.

Сообщение о проведении семинара-совещания содержалось в планах СГД, размещенных на официальном сайте, а также в рассылке, которую осуществляет пресс-служба на электронные адреса редакций. Журналист газеты «Хронограф» прибыл в указанное время в кабинет, где планировалось проведение совещания. Однако сотрудница пресс-службы СГД Галина Плетнева попросила журналиста удалиться из зала заседания. На просьбу официально сообщить причину закрытости семинара было заявлено следующее: «Заседание рабочее, проходит в закрытом режиме. Такое пожелание высказали участники совещания». Журналисту «Хронографа» удалось выяснить, что на совещании от СГД присутствовали председатель общественной комиссии по транспорту депутат СГД Дмитрий Литвинов, зампред СГД Михаил Белоусов и депутат Сергей Ракитин. Также среди участников были замечены представители МЧС, правоохранительных органов Самарской обл., а также представители коммерческих организаций, осуществляющих эвакуацию транспортных средств.

После окончания совещания корреспонденту «Хронографа» удалось побеседовать с Михаилом Белоусовым. В разговоре он сказал, что ничего не знал о том, что совещание, как оказалось, проходило за закрытыми для прессы дверями. «Мне на самом деле непонятно, почему это произошло. Если честно, меня никто не спрашивал, нужна ли нам пресса или нет. До меня только сейчас дошла информация, что прессу на совещание не пустили», -пояснил Белоусов. Газета «Хронограф» по данному вопросу в этот же день направила официальные запросы на имя председателя СГД Виктора Сазонова и председателя общественной комиссии по транспорту при профильном комитете Дмитрию Литвинову. Свои комментарии Литвинов предпочел дать в тот же день по телефону. Оказалось, что он тоже был не в курсе, что прессу на совещание не допустили: «На совещании решение о проведении заседания в закрытом режиме в протокол не заносилось. Насколько я помню, ни на комитете, ни на думе не принималось таких решений, что этот семинар-совещание будет закрытым».

Однако стоит заметить, что решение о проведении каких-либо мероприятий в СГД в закрытом режиме пресс-служба явно не уполномочена принимать. Вполне вероятно, что пресс-службе было дано такое поручение из вышестоящей инстанции. По чьей именно инициативе журналистов решили не пустить на обсуждение такой острой темы, касающейся практически каждого жителя губернии, можно только догадываться. По крайней мере, у Сазонова еще есть время, отведенное Законом о СМИ, чтобы предоставить «Хронографу» исчерпывающий ответ на этот вопрос.

Виктору Сазонову еще предстоит ответить СМИ на вопрос о причинах закрытого заседания
Виктору Сазонову еще предстоит ответить СМИ на вопрос о причинах закрытого заседания

Не составит труда найти тех, кто придерживается мнения о том, что вопросы, связанные с организацией принудительной эвакуации автомобилей на штрафстоянки, может пересекаться с проблемой коррупции. Это, впрочем, в разговоре с корреспондентом «Хронографа» подтвердил и сам Литвинов. Белоусов более аргументированно раскрыл эту проблему: «По статистке за 2012 г. количество штрафов, поступивших в бюджет за неправильную парковку, составляет порядка 5-6 млн р. А сумма оплаты услуг за эвакуацию -порядка 40 млн р. Например, в Москве эвакуация и хранение первые сутки проходит бесплатно. Тарифная политика должна обязательно меняться». Возможно, все это и стало поводом для того, чтобы в СГД нашлись те, кому могло быть выгодно провести беседу с участниками рынка услуг принудительной эвакуации в закрытом от общественности режиме. В таких случаях у представителей общественности всегда возникает мнение о том, что идет проработка проплаченных кем-то законодательных инициатив. Как правило, подобного рода инициативы работают в пользу их заказчика, а не основной массы избирателей. Депутатам СГД также стоит помнить, что их избирали простые люди, а не группы участников различных секторов рынка, которые, как правило, не очень-то любят обсуждать проблемы в присутствии СМИ. При этом остается только догадываться, с какой целью депутаты СГД раздают СМИ деньги налогоплательщиков. В 2013 г. на эту «цель» запланировано 30 млн р. (см. «Хронограф» №14 (458) от 22.04.13).

Тема эвакуации и штрафстоянок особенно актуальна для Самары и Тольятти. Политические партии уже активно пытаются эксплуатировать данную проблему, набирая себе популярность. Например, члены ЛДПР в апреле в Самаре, а затем в мае в Тольятти провели автопробег под лозунгом «Нет парковок — нет эвакуации!». Учитывая предстоящие выборы в сентябре, можно предположить, что подобные акции в Тольятти станут еще более масштабными. Кроме того, представители ЛДПР при каждом удобном случае пытаются озвучить свою позицию по данной проблематике. Почему остальные фракции СГД предпочли открыто не транслировать свое мнение по данному вопросу, вызывает удивление.

Как сообщил Михаил Белоусов, на заседании поднимались вопросы о режиме работы спецавтостоянок. По официальной информации, распространенной в пресс-релизе: «По закону штрафстоянки должны работать круглосуточно, без перерывов. Практика показывает, что зачастую они бывают закрыты и владельцы транспортных средств вынуждены терять время в образующихся очередях.

Инспекторы и служащие спецстоянок работают в медленном темпе и не выдают документов, подтверждающих оплату услуг эвакуатора и штрафа за неправильно припаркованное транспортное средство. Оплату предлагают проводить в конкретном терминале, где с платежей снимается большая комиссия». Кстати, как отметил Дмитрий Литвинов, на совещание по каким-то причинам не было представителей самарского бизнеса.

Комментарии

Дмитрий ЛИТВИНОВ, председатель общественной комиссии по транспорту при комитете по строительству и транспорту Самарской губернской думы

- Можно ли сказать, что тема, связанная со штрафстоянками и эвакуацией, включает в себя коррупционную составляющую?

-Да, я с вами согласен.

- Кто присутствовал на семинаре-совещании?

- Все, кто были приглашены. Я видел список, который комитет отправлял. Но от г. Самары не было никого. Самара — это наиболее показательный муниципалитет, где этот вопрос стоит наиболее остро. На совещании обсуждалось положение дел по вводной части этого закона, можно сказать, что этот закон у нас не работает в силу разных причин.

- Как вы оцениваете тот факт, что СМИ оказались недопущенными на рассмотрение столь социально важного вопроса?

- Я отношусь негативно: это отражается на освещении деятельности думы и на тех вопросах, которые поднимались. Могу сказать, что такое бывает не только в Самарской губернской думе, но и в муниципалитетах идут подобного рода манипуляции. На неудобные темы, на неудобных людей прессу не допускают, ограждают. Хотя тема, которая обсуждалась, не менее интересная, чем обсуждается на других совещаниях и комитетах.

Михаил БЕЛОУСОВ, заместитель председателя Самарской губернской думы

- В плане исполнения закона у членов комиссии возникла масса вопросов. Члены семинара сошлись во мнении, что закон работает не на благо людей, а на благо коммерческих структур, которые оказывают услуги по эвакуации. Масса вопросов вызывает позиция ГИБДД. Сотрудники ГИБДД ездят вместе с эвакуаторами, стоят десять припаркованных машин — они забирает одну и увозят. Это, в принципе, должностное нарушение сотрудников ГИБДД. Они обязаны выписать штраф всем остальным машинам. Основной вопрос, который стараемся проработать, — замена эвакуации на видеофиксацию нарушений, эвакуацию оставить на крайнюю меру. Эвакуаторы не решают вопрос неправильной парковки, они решают вопрос чьего-то бизнеса.