Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (462) | 3 июня 2013г.
 

Лев Сандлер:

История Грушинского фестиваля непредсказуема

Борис Кротов

В свете приближающегося юбилейного XL (сорокового) Грушинского фестиваля актуальными становятся воспоминания тех, кто участвовал в первом фестивале, состоявшемся в 1968 г. В интервью «Хронографу» бард Лев САНДЛЕР рассказал, как начинался Грушинский фестиваль, кто в нем участвовал, а также поделился мнением о настоящем легендарного фестиваля.

- Лев Абрамович, как вы и ваши единомышленники пришли к идее проведения Грушинского фестиваля?

-1967 г. стал для туристов Самары несчастным: погибло несколько наших друзей. Поэтому мы решили собраться в сентябре, чтобы помянуть всех, кто погиб. Но т. к. Валера Грушин совершил подвиг — спас детей, решено было провести фестиваль памяти Грушина. У меня даже сохранилась копия положения о первом фестивале за подписью председателя туристического клуба «Жигули» и печатью. Организаторами первого Грушинского фестиваля был турклуб «Жигули» и туристическая секция политехнического института. Почему именно они? Дело в том, что турист-политехник Борис Скиба в турклубе «Жигули» возглавлял маршрутно-квалификационную комиссию. Он и организовывал первый Грушинский фестиваль.

Примерно недели за две до начала фестиваля, а он проходил 28-29 сентября 1968 г. в Каменной Чаше, т. н. кордон-колоды в Жигулевских горах, мы со Скибой и другими ребятами пошли искать место для фестиваля. Я с гитарой лазил по склонам, а Боря Скиба слушал меня, мы выбирали место по акустике. К назначенному времени собрались туристы города, и первый фестиваль прошел на том месте, который мы выбрали.

Некоторое время я не участвовал в фестивалях, потому что закончил институт и в 1969 г. уехал в Новосибирск. Но уже там рассказал про первый Грушинский фестиваль. В 1980 г., по возвращении в Самару, наша дружба с Борисом Васильевичем Скибой продолжилась, вплоть до его, к сожалению, смерти в 1999 г. Он вместе с Исаем Львовичем Фишгойтом, начиная со второго фестиваля, возглавлял творческую часть Грушинского фестиваля.

Второй фестиваль, насколько знаю, организовали обком комсомола и городской молодежный клуб 1962 г. — ГМК-62, где Фишгойт был одним из организаторов клуба и где Борис Скиба возглавлял секцию авторской песни. И второй, и третий фестивали возглавлял Юрий Константинович Сорокин, который, к сожалению в 1970 г. серьезно заболел и был вынужден отказаться от руководства фестивалем. Да и Грушинский стал разрастаться, встал вопрос о том, кто его возглавит. Этим человеком стал Борис Кейльман. Кейльман принимал участие в первом, втором и третьем фестивалях, но как обычный участник. Отмечу, что Боря Скиба вплоть до своей смерти имел серьезное влияние в Грушинском клубе, ведь он был старше всех по возрасту.

- Какого мнения вы придерживаетесь относительно раскола Грушинского фестиваля?

- Когда Борис Кейльман умудрился поссориться с Николаем Мартыновым, то ушел на Федоровские луга, а я остался на Мастрюковских озерах. Он с Мартыновым поссорился, а до этого он Мартынова целовал, когда тот выиграл тендер на землю. Было еще ЗАО «Фестивальный парк», где Кейльман был среди акционеров, но потом начал говорить, что его туда заманили обманом, он не понял, о чем речь идет, и т. д. Хотя если говорить о Николае Мартынове, то, на мой взгляд, он каждый год в убытке от проведения фестиваля. Но он делает то, что ему нравится, что ему по душе. Поэтому я до сих пор езжу на Мастрюки, в т. ч. и потому, что мои любимые барды, мои друзья приезжали именно туда. И я никогда не считал, что какие-то рейдеры захватили то ли землю, то ли фестиваль. Он просто разделился.

- Ваше отношение к тому, что Борис Кейльман пытался, и, видимо, у него это получилось, иметь чуть ли не единоличные права на бренд Грушинского фестиваля?

- Да, у него товарный знак, но я не считаю фестиваль товаром. Это явление, о котором знают во всех развитых странах мира. Там стали проводиться аналогичные фестивали, и я считаю, что это порождение нашего Грушинского фестиваля. Поэтому говорить о том, что фестиваль принадлежит какому-то одному лицу или одному клубу, нельзя.

- Каким вы видите будущее фестивалей?

- Не так давно Валерий Шабанов встречался с нашими ребятами, где обсуждался вопрос слияния. И вроде бы он представлял Грушинский клуб и был уполномочен вести переговоры, было даже какое-то решение. Но потом это вылилось ни во что и было преподнесено не совсем так, как говорилось. А последняя книга, которую Шабанов сделал, мне не понравилась. Мне стало смешно и неприятно, когда я прочитал, что место для первого Грушинского якобы выбрал Борис Кейльман, который, дескать, хорошо знал Жигулевские горы. На самом деле место выбрал Борис Скиба. Очень неприятно, что совершенно забыли Бориса Скибу. Когда Борис умер в 1999 г., Кейльман на фестивале ни слова не сказал о нем, ни слова.

- Можно сказать, что Борис Кейльман пытает сам формировать историю?

- Можно и так сказать. Он даже зарегистрировал сценарий первого фестиваля 1968 г. Когда увидел эту бумагу, мне стало смешно. Какой сценарий? Не было никакого сценария. Вы знаете, говорят, что Россия — страна с непредсказуемым прошлым. Так и у нас получается: фестиваль -как отражение истории России. Получается, что и история Грушинского фестиваля непредсказуема.