Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (460) | 20 мая 2013г.
 

Гловер уходит

Представитель GM оставляет СП с падением продаж

Сейдамет Абреков

13 мая интернет-портал ИТАР ТАСС со ссылкой на пресс-службу совместного предприятия (СП) ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» сообщил о том, что с 1 июня 2013 г. генеральный директор компании Джеффри ГЛОВЕР (на фото) покинет должность. Событие совпало с падением продаж СП на фоне того, что российский рынок товарных автомобилей вырос. Кроме того, отставка Гловера могла быть связана с тем, что управление на одном из двух основных акционеров СП — ОАО «АВТОВАЗ» перешло к альянсу Renault-Nissan. Таким образом, новый генеральный директор СП может представлять уже интересы альянса. Так это или нет, можно будет узнать после годового собрания акционеров СП.

«Гловер возвращается в Рюссельсхайм (Германия) в связи с назначением на должность директора по ускорению проектов Opel/Vauxhall. На новом посту Гловер займется оказанием поддержки процессам реструктуризации, происходящим в компании Opel», — сообщило ИТАР ТАСС со ссылкой на пресс-службу СП. Ряд обстоятельств, сопутствующих появлению информации об отъезде Джеффри Гловера из Тольятти, позволяет полагать о том, что истинным мотивом отставки генерального директора СП является не совсем радужное положение дел на предприятии.

Так, 1 апреля пресс-служба СП сообщила об итогах производства и продаж компании за I кв. 2013 г. «По итогам первых трех месяцев т. г. с конвейера СП сошло 14 694 автомобиля Chevrolet NIVA. Отгрузки дилерам составили 13 942 автомобиля, из которых 784 были отправлены в страны СНГ», — проинформировала пресс-служба. В отличие от более ранних аналогичных информационных сообщений, в новости от 1 апреля не содержалось данных о том, каков был рост производства в сравнении с каким-либо периодом. Хотя при удобном случае пресс-служба СП не забывала этого сделать.

В частности, в 2012 г. пресс-служба заявила: «По итогам I кв. 2012 г. с конвейера СП сошло 15 067 автомобилей, что на 40% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.

Продажи Chevrolet NIVA увеличились на 41% по сравнению с результатами трех месяцев 2011 г., составив 15 271 автомобиль, из которых 602 отгружены в страны СНГ». Что касается роста продаж на 40%, то эти показатели требуют отдельных комментариев. Нелишне будет отметить, что подобные цифры стали возможны не благодаря каким-то выдающимся способностям руководства СП, а лишь ввиду того, что в посткризисные годы уровень производства автомобилей, в т. ч. и на этом СП, настолько упал, что даже незначительный рост в абсолютном значении давал красивые показатели в процентах.

Если же отталкиваться от показателей СП, раскрытых пресс-службой предприятия 1 апреля 2013 г., и сравнить их с аналогичным периодом 2012 г., то получится, что в течение года на предприятии произошло падение продаж на 373 автомобиля, или примерно на 2,5%. И это притом, что в целом российский рынок по итогам 2012 г. продемонстрировал рост. По оценкам различных источников, в пределах 10-15%. Получается, что СП демонстрирует показатели продаж гораздо хуже рынка. Отдельных комментариев требуют показатели по экспорту. Так, завесь I кв. 2013 г. в страны СНГ было поставлено всего 784 автомобиля. В среднем продажи в месяц составили примерно 261 автомобиль. Если брать в расчет, что, помимо России, в СНГ еще 11 стран, то получается, что в среднем в месяц продажи на страну составляют всего 24 автомобиля. Иначе чем скромными такие цифры назвать сложно. И это притом, что продукцию СП -автомобиль Chevrolet NIVA — можно назвать экспортно ориентированной.

Однако на деле покупатели в странах СНГ, судя по всему, предпочитают приобретать автомобили других марок. Вполне возможно, что падение продаж как на внутреннем, так и на внешних рынках стало следствием того, что Chevrolet NIVA производится на СП уже более 10 лет, причем без каких-то значительных изменений. Вряд ли события могли развиваться по-иному, если в 2013 г., согласно данным пресс-службы СП, розничные цены на автомобили повышались дважды — с начала года на 3-4 тыс. р., а с 1 мая — еще на 2 тыс. р. И пусть этот рост нельзя назвать значительным, но, судя по всему, он привел к такому соотношению «цена-качество», что у потенциальных покупателей Chevrolet NIVA поубавилось оптимизма для их приобретения.

Но у отставки Джеффри Гловера может быть и еще одна причина. Стоит напомнить, что управление на одном из двух основных акционеров СП — ОАО «АВТОВАЗ» — фактически уже перешло от ГК «Ростехнологии» к альянсу Renault-Nissan. Т. е. именно представители альянса теперь будут принимать стратегические управленческие решения по АВТОВАЗу. Безусловно, они должны касаться и участия АВТОВАЗа в СП с СМ. Важно понимать, что, в отличие от АВТОВАЗа и Ростехнологии, альянс Renault-Nissan является прямым конкурентом СМ на глобальных рынках. А значит, нельзя исключить, что СП в ближайшем будущем прекратит существование. Т. е. один из двух акционеров выкупит долю другого. С учетом того что технологически производство Chevrolet NIVA завязано на АВТОВАЗ, наиболее вероятно, что именно АВТОВАЗ выкупит долю СМ. В этом случает альянс может получить достаточно современную площадку для сборки автомобилей марки Renault и Nissan, которая не требует каких-то значительных вложений для постановки их на производство.

Выводы о том, по какому сценарию будут развиваться события на СП, можно будет делать уже по итогам годового собрания акционеров и назначения нового генерального директора предприятия.