Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (459) | 29 апреля 2013г.
 

ЕИРЦ уходит в область

Расчеты в жилищно-коммунальной сфере ожидает мощная централизация

ИА «Центр-Инфо»

К июлю должна быть определена концепция работы нового государственного учреждения, которое займется начислением, организацией сбора и расщеплением платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Контроль над аналогом МП г. о. Самара «Единый информационно-расчетный центр» (ЕИРЦ-С) и ряда других расчетных центров будет принадлежать правительству региона. Наблюдатели полагают, что это позволит добиться прозрачности расходования около 9 млрд р. денежных средств самарских плательщиков, ежегодно пропускаемых через счета ЕИРЦ-С. Возможно, поэтому директор ЕИРЦ-С Максим МЯКИШЕВ уже успел заявить о некоторых проблемах, которые могут возникнуть.

Информация о намерении правительства Самарской обл. создать до конца 2013 г. региональный единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ-регион) была озвучена 23 апреля на заседании рабочей группы при комитете по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ Думы г. о. Самара. Ожидается, что ЕИРЦ-регион заберет функции ныне существующих на территории области расчетных центров, в частности ЕИРЦ-С и жигулевского ООО «ЕИРЦ». После начала работы ЕИРЦ-региона все прочие расчетные центры, скорее всего, прекратят свою деятельность в качестве самостоятельных юридических лиц. Персонал будет переведен в соответствующие подразделения новой структуры. Базы данных и программные комплексы, с помощью которых происходит начисление, организация сбора и расщепление платежей населения за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), а также паспортная работа, должны быть переданы в управление областному агенту, который откроет свои отделения во всех муниципальных образованиях и городских округах Самарской обл.

Первое заседание рабочей группы по теме «ЕИРЦ-регион» прошло в правительстве Самарской обл. 19 апреля под председательством министра энергетики и ЖКХ Самарской обл. Сергея Крайнева (на фото). На нем обсуждался план мероприятий по созданию нового учреждения. По итогам заседания были розданы протокольные поручения.

Предполагается, что ЕИРЦ-регион получит бюджетное финансирование, а потому не будет удерживать вознаграждение по агентским договорам с субъектами рынка предоставления ЖКУ. Также рассматривается вариант, согласно которому у ЕИРЦ-региона откроется единственный расчетный счет в одном из госбанков, а движение средств по счету можно будет отследить.

По неофициальным данным, идея показать расходы регионального агента возникла после пристального изучения в правительстве области деятельности крупнейшего ныне существующего в регионе муниципального платежного посредника -ЕИРЦ-С. Работе ЕИРЦ-С зачастую могли быть свойственны задержки в перечислениях средств сторонним юридическим лицам (см. «Хронограф» №5 (449) от 18.02.13). С появлением ЕИРЦ-региона возможность распорядиться платежами населения по усмотрению агента будет исключена.

Инициатива правительства вряд ли устраивает ЕИРЦ-С и тех, в чьих интересах оно начало работать еще пять лет назад. Косвенно об этом свидетельствует то обстоятельство, что включенный в рабочую группу по проекту ЕИРЦ-региона директор ЕИРЦ-С Максим Мякишев 23 апреля без особого энтузиазма отвечал на вопросы городских депутатов и журналистов. В частной беседе Мякишев посетовал на то, что пока в создании ЕИРЦ-региона больше непонятного, чем понятного. Также Мякишев намекнул на возможные проблемы, которые могут возникнуть у ЕИРЦ-региона в плане регистрации в Общероссийском реестре операторов по обработке персональных данных.

Однако этот довод Мякишева может оказать воздействие только на самых наивных его слушателей. В реальности такой настрой Мякишева можно расценить как то, что при формировании ЕИРЦ-региона т. н.специалисты и профессионалы попытаются противопоставить массу проблем. В большей степени надуманных.

По одной из версий, получателям выгоды от деятельности ЕИРЦ-С очень не хочется безвозмездно передавать в пользование правительственному агенту свой основной нематериальный актив — сформированную за долгое время и постоянно пополняющуюся базу данных собственников жилья, являющуюся уникальным в своем роде ресурсом. Вторая версия состоит в том, что лоббистам оборотистого ЕИРЦ-С крайне невыгодно терять доходы от малозатратного посредничества. В этой связи они тоже могут всячески сопротивляться появлению ЕИРЦ-региона.

Справка:

МП г. о. Самара «Единый информационно-расчетный центр». Среднегодовое начисление платы за ЖКУ в 2012 г. — около 9 млрд р. (сумма проходящих через счета МП средств). Выручка по итогам 2012 г. — 270 млн р. (агентское вознаграждение + аренда), чистая прибыль — 2 млн р. Среднегодовое начисление платы за ЖКУ в 2013 г. — ориентировочно 9,47 млрд р.

(Из информации, представленной Максимом Мякишевым на заседании рабочей группы при комитете по ЖКХ Думы г. о. Самара 23.04.13)

Все более важное значение в деятельности МП «ЕИРЦ» приобретает справочно-информационная составляющая. Она востребована как структурными подразделениями администрации г. о. Самара, так и судами различных инстанций, органами прокуратуры, отделами службы судебных приставов, ГЖИ Самарской обл., областным управлением ФСКН, подразделениями всех уровней МВД России.

(Из информации о работе МП г. о. Самара «ЕИРЦ», представленной в Думу г. о. Самара)