Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (455) | 1 апреля 2013г.
 

Товарное рейдерство

Совещание в Москве — наглядный случай в Тольятти тренинг продаж

ИА «Центр-Инфо»

14 марта на федеральном уровне была поднята проблема хищения имущества у предпринимателей правоохранительными органами под видом следственных действий. В Тольятти подобная история произошла осенью 2011 г., когда старший следователь Следственного управления Следственного комитета России (СУСК) по Самарской обл. Олег КЛЫГИН организовал незаконный вывоз материалов с площадки ООО «Промэкология». Директор Промэкологии Николай ШАРАПОВ утверждает, что из-за незаконных действий Клыгина, а также тех, кто давал ему соответствующие указания, организация лишилась имущества более чем на 10 млн р.

14 марта в пресс-центре общественного движения (ОД) «Гражданская платформа» (ГП) состоялось заседание на тему «Вещдоки — как способ изъятия чужого имущества».

Тезисы, развитые на данном мероприятии, как нельзя лучше подходят под описание ситуации с хищением 25 сентября 2011г. имущества в количестве около 507 т с площадки Промэкологии. Если наложить мысли, высказанные на заседании ГП, на частный случай, создается впечатление, что произошедшее с Промэкологией является чуть ли не повсеместной пагубной практикой силовиков. Подобным действиям правозащитным сообществом уже даже дано определение: товарное рейдерство.

Краткую предысторию произошедших событий доходчиво разъяснила прокуратура Самарской обл. на официальном сайте. «Прокуратура Самарской обл. провела проверку по обращению директора ООО «Промэкология» Шарапова о хищении у него должностными лицами СУСК около 500 т отходов полимерных материалов стоимостью свыше 10 млн р. По итогам проверки 4 июля 2012 г. областная прокуратура направила в следственные органы материалы для принятия решения об уголовном преследовании. Руководителем Следственного управления СК РФ по Самарской обл. 10 июля 2012 г. возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) в отношении старшего следователя Клыгина. Ход расследования уголовного дела взят прокуратурой области на контроль», — сказано в официальном сообщении прокуратуры.

В другом аналогичном сообщении прокуратуры говорится уже о том, что в действиях СУСК были обнаружены признаки тяжких преступлений, таких как грабеж.

Член комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин в своем выступлении 14 марта по этому поводу заявил: «Тема очень серьезная, связанная с тем, что у бизнеса, у предпринимателей, под предлогом изъятия вещественных доказательств изымаются большие партии товара, который потом исчезает в неизвестном направлении под предлогом того, что его уничтожили или продали. Самое интересное, что все это происходит до решения суда, в рамках оперативно-розыскной деятельности. Приводит это к тому, что предприниматели остаются без товара, а порой разоряется бизнес». В случае же с Промэкологией изъятое даже не было признано вещдоками.

Между тем активная позиция директора Промэкологии дала свои положительные результаты. Согласно сообщению прокуратуры: «Постановлением Центрального районного суда г. Тольятти от 24 мая 2012 г. действия старшего следователя признаны незаконными в связи с внесением в протокол осмотра места происшествия недостоверных сведений». Таким образом, Николаю Шарапову все же удалось доказать правомерность своих претензий к следственному органу.

«Ранее постановлением этого же суда от 25 апреля 2012 г. действия следственных органов по отказу в возвращении незаконно изъятых старшим следователем отходов полимеров признаны незаконными. Судом установлено, что изъятое вещество доказательством не признано, в качестве вещественного доказательства к материалам дела не приобщено, арест на имущество не наложен. На них возложена обязанность вернуть имущество собственнику. Однако до настоящего времени решение суда о возврате имущества не исполнено. Сотни тонн неправомерно изъятых отходов полимеров владельцу не возвращены, и их местонахождение неизвестно», — констатирует прокуратура в сообщении на своем официальном сайте. Позже все-таки выяснилось, что полимеры были переданы нижнекамскому ООО «ЭкоХимПолимер», оно их переработало, реализовало и получило доход.

Т.е. действия следователя Клыгина по изъятию товарных ценностей у Промэкологии, признанные судом незаконными, позволили получить доход другому коммерческому лицу — ООО «ЭкоХимПолимер». Странно, что в этой схеме до сих пор не поднят вопрос о коррупционных мотивах. Об этом говорится и в видеоматериале, на котором бывший представитель ЭкоХимПолимера говорит, что товар был «подарен» следствию (см. «Хронограф» №7 (151) от 4.03.13).

Руководитель адвокатской конторы (АК) «Барристер» Юрий Лысенко на пресс-конференции 14 марта заявил: «К сожалению, в России существует такая ситуация, что недобросовестные сотрудники полиции, следователи, прикрываясь как бы проверками, возбуждением дел, как бы функциями государства по расследованию уголовных дел, раскрытию, похищают товар». Данное выступление логично дополняют слова Рафаэля Марданшина: «Ущерб в конечном итоге возмещается предпринимателю за счет государства. Государство несет ущерб, а виновные лица, в частности сотрудники правоохранительных органов, остаются безнаказанными».

В случае с Промэкологией о неприкосновенности правоохранителей говорить сложно, поскольку в отношении Клыгина все же было возбуждено уголовное дело, а производство передано в СУСК РФ по Приволжскому федеральному округу. Однако старший следователь следственного отдела Олег Клыгин вряд ли мог самостоятельно принимать решение об изъятии и передаче имущества третьему лицу. О его действиях было хорошо известно его прямым руководителям в Тольятти – Александру Рогову и Николаю Шпакову, а также руководителю СУСК по Самарской обл. Виталию Горсткину. Более того, в июле 2012 г., общаясь со СМИ, Горсткин заявил, что лично решал вопросы на эту тему на Тольяттикаучуке. Кроме того, до сих пор остается открытым вопрос, кто и за чей счет будет возмещать ущерб Промэкологии.