Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (455) | 1 апреля 2013г.
 

Инцидент в Монце

Буренкову пока не удается извлечь пользу от затрат АВТОВАЗа на участие в WTCC

Сейдамет Абреков

23 и 24 марта на автодроме в г. Монце (Италия) с участием команды LADA Sport Lukoil прошел первый этап чемпионата мира по кольцевым автогонкам (WTCC) 2013 г. Судя по всему, благодаря старту автомобилей LADA Granta Sport в WTCC директор по внешним связям ОАО «АВТОВАЗ» Игорь БУРЕНКОВ планировал хоть как-то оправдать затраты предприятия на рекламу, которые превысили 800 млн р. в год. Но уже в первой квалификации этапа в Монце два вазовских автомобиля столкнулись друг с другом, в результате чего получили серьезные повреждения. Они не только не вышли на старт основной гонки, но теперь под вопросом и участие LADA Granta Sport в следующих этапах. Произошедшее в Монце можно назвать символом того, как на АВТОВАЗе осваивают рекламный бюджет.

Накануне старта команды LADA Sport Lukoil в WTCC-2013 пресс-центр ОАО «АВТОВАЗ» и СМИ, подконтрольные предприятию, активно распространяли информацию имиджевого характера о том, какое внимание компания уделяет этому спортивному проекту. Пресс-центр и вазовские СМИ находятся в зоне ответственности директора по внешним связям АВТОВАЗа Игоря Буренкова.

На одном только официальном сайте АВТОВАЗа можно найти не менее пяти сообщений, касающихся участия автомобилей LADA Granta Sport в WTCC. В частности, 18 января пресс-центр АВТОВАЗа заявил: «За прошедший год с момента создания LADA Granta WTCC, его первых тестов в марте 2012 г. и участия в двух гонках мирового чемпионата — в Венгрии и Португалии — автомобиль был серьезно доработан... В 2012 г. ТВ-аудитория чемпионата превысила 500 млн зрителей (по данным немецкого исследовательского агентства IFM). Трансляцию WTCC осуществляли 84 телеканала. По словам представителей Eurosport Events, в 2013 г. одним из приоритетных направлений для ТВ-освещения станет Россия... Автомобили LADA Granta WTCC созданы на базе серийных автомобилей LADA Granta». Т. е. был сделан акцент на том, какая серьезная работа была проведена с автомобилем, а также сколько потенциальных зрителей в России и мире смогут увидеть выступления LADA Granta WTCC.

Так выглядел итог первого этапа гонки для LADA Sport Lukoil
Так выглядел итог первого этапа гонки для LADA Sport Lukoil

Что же касается старта LADA Granta Sport в 2012 г. в двух гонках мирового чемпионата — в Венгрии и Португалии, то они требуют отдельных комментариев. По данным официального сайта WTCC, на этапе в Венгрии английский пилот LADA Sport Lukoil Джеймс Томпсон в квалификационном заезде показал пятнадцатый результат из двадцати стартовавших. Непосредственно в двух «боевых» заездах он оба раза не был квалифицирован, поскольку проехал всего 7 и 1 круг соответственно. Всего заезды включали по 12 кругов. В Португалии Джеймс Томсон оказался в квалификации семнадцатым из двадцати двух стартовавших. В двух основных заездах Томпсон приехал семнадцатым и одиннадцатым соответственно. Таким образом, в 2012 г. LADA Sport Lukoil ни разу не попала в т. н. очковую зону, которая в WTCC составляет первые десять мест. При этом Джеймса Томпсона нельзя назвать непрофессионалом своего дела. Английский пилот — двукратный чемпион мира в WTCC прошлых лет.

Но если в 2012 г. LADA Sport Lukoil хоть доезжала до финиша, то на первом же этапе WTCC-2013 произошел эпизод, который в определенном смысле можно назвать знаковым. 23 марта во время первого квалификационного заезда пилот LADA Sport Lukoil Алексей Дудукало, вероятно, не справившись с управлением автомобилем, в одном из поворотов буквально протаранил автомобиль Джеймса Томпсона. Эти кадры, судя по всему, облетели весь мир. Ведь, как говорят на АВТОВАЗе, трансляцию этого эпизода гонки WTCC осуществляли 84 телеканала.

На официальном портале WTCC были размещены комментарии по этому поводу. «Ни одна из машин не может быть восстановлена после аварии, которая произошла вчера во время квалификационной сессии. Обе машины были сильно повреждены, и, хотя Томпсон смог принять участие в Q2, его автомобиль был не в состоянии участвовать в гонке.

В настоящее время LADA Sport Lukoil не может подтвердить участие Дудукало к следующему этапу WTCC в Марракеше», — сообщил портал WTCC. Также официальный портал WTCC дал возможность высказаться руководителю команды LADA Sport Lukoil Виктору Шаповалову. Он заявил примерно следующее: «Сейчас наша главная задача — подготовить себя для второго тура чемпионата в Марокко. Но мы не уехали из Италии с полностью пустыми руками. Мы показали очень хорошую скорость в Монце. Мы были в состоянии бороться за четвертое и пятое места на стартовой решетке, но нам просто не повезло с аварией. Это автоспорт, и такие вещи случаются, а теперь мы просто сосредоточимся на том, чтобы все было готово для второго тура».

Безусловно, в словах Виктора Шаповалова есть доля правды. В то же время все произошедшее можно назвать символом того, что сегодня происходит на АВТОВАЗе. Особенно если брать в расчет размер рекламного бюджета АВТОВАЗа, который по итогам 2011 г. составил 819 млн р. Скорее всего, в 2012 и 2013 гг. эти цифры только вырастут. Распределение рекламного бюджета находится в зоне ответственности директора по внешним связям АВТОВАЗа Игоря Буренкова. Судя по всему, через участие в WTCC команды LADA Sport Lukoil Буренков планировал хоть как-то оправдать затраты на рекламу. Но пока, если отталкиваться от спортивных результатов, это, вероятно, не слишком получается. Показательно, что пресс-релизов по итогам гонки в Монце пресс-центр АВТОВАЗа предпочел не распространять, по сути, умолчав о произошедшем в Монце инциденте.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- Релиз о выступлении команды LADA Sport Lukoil 24 марта был размещен на сайте http://wtcc.lada.ru/. В чемпионате WTCC 12 этапов. Подводить какие-либо итоги после первого этапа преждевременно.