Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (453) | 18 марта 2013г.
 

Борьба с пробками

КСУДД «АвтоГород» продемонстрировала эффективность

Олеся Лысякова

13 марта мэрия Тольятти обозначила основные приоритеты в вопросах ремонта дорог и развития улично-дорожной сети (УДС) в г. о. Тольятти. С учетом существующей высокой интенсивности дорожного движения в нашем городе масштабная кампания по ремонту дорожного полотна могла бы стать серьезным испытанием для автолюбителей. Не следует сбрасывать со счетов и постоянно увеличивающийся в Тольятти поток транспорта. Однако в конце 2012 г. был установлен ряд светофорных объектов, интегрированных в комплексную систему управления дорожным движением (КСУДД). Первые результаты внедрения КСУДД уже свидетельствуют об улучшении дорожной ситуации по самым проблемным направлениям в Тольятти. Эксперты настаивают на продолжении внедрения этой системы.

Давняя проблема

Автолюбители, вынужденные ежедневно совершать поездки по Южному шоссе Автозаводского р-на, наверняка заметили, что в последнее время напряженность на ряде участков автодороги была снижена. Достичь такого результата позволила установка светофорных объектов, интегрированных в КСУДД.

По словам директора ООО «СтройТорг Поволжья» Дениса Шуличенко, назначение КСУДД заключается в систематизированном управлении транспортными и пешеходными потоками, а также отдельными транспортными средствами. В пиковые часы нагрузку по тому или иному направлению можно регулировать в режиме on-line. Необходимость разработки и полноценного внедрения такой системы, по словам специалистов, назрела давно. «Предложения о внедрении АСУД Госавтоинспекцией вносились еще с 1997 г., в 1998г. был разработан проект АСУД на ул. Дзержинского. Однако мэрией г. о. Тольятти по причине отсутствия финансирования проект внедрен не был. В дальнейшем кроме ул. Дзержинского предлагалось объединить в систему все светофорные объекты Южного и Автозаводского шоссе. Однако до 2012 г. мэрией г. о. Тольятти эти предложения не внедрялись». В 2012 г. работа по внедрению системы началась», — прокомментировал «Хронографу» ситуацию и. о. начальника ОГИБДД УМВД России по г. Тольятти Сергей Фокин.

Процесс пошел

25 декабря 2012 г. ООО «СтройТорг Поволжья» завершило работы по установке светофорных объектов, оснащенных дорожным диагностическим контролером (ДДК), который приспособлен для управления и мониторинга по сети Internet. Новые светофоры появились на пересечении автодорог по ул. Ленина и Ларина, на Южном шоссе, а также на ул. Тополиной и Новозаводской. В установленных светофорных объектах реализована возможность одновременно настраивать ДДК на 32 различные программы для автоматизированного включения в разное время.

Такая картина на дорогах Тольятти должна уйти в прошлое
Такая картина на дорогах Тольятти должна уйти в прошлое

ДДК позволяет оперативно изменять, включать различные программы работы с удаленного доступа по каналам связи, используя автоматизированную КСУДД.

Специалисты отмечают, что ежегодный прирост интенсивности движения составляет 10-20%, а увеличение пропускной способности — 5%. В г. о. Тольятти в настоящее время автомобильный парк насчитывает 400 — 550 автомобилей на 1 тыс. жителей. По словам и. о. руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии Тольятти Евгения Растегаева, именно увеличение интенсивности дорожного движения стало основанием для установки светофоров на пересечении ул. Ларина и Ленина. То же самое можно сказать применительно и к другим адресам установки светофоров, интегрированных в КСУДД.

Повысили эффективность

Первые итоги работы этой системы уже показали положительную динамику. В частности, на Южном шоссе на участке автодороги от Автозаводского шоссе до ул. Льва Яшина в часы пик были получены следующие результаты. До внедрения КСУДД среднее время в пути занимало 6,9 мин. После внедрения — 1,6 мин. Средняя скорость во время движения на данном участке составляла 12,9 км/час. После внедрения КСУДД — 44 км/час. В целом эффективность КСУДД на этом участке дороге составила 341,9%. Данные результаты достигаются за

счет возможности оперативного изменения настроек светофора в зависимости от ситуации на дороге. «Прогнозируемая эффективность внедрения КСУДД на Автозаводском и Южном шоссе составит 20-25%. В пиковые часы максимальная интенсивность движения автотранспорта до 10-15%. В качестве примера можно привести два светофорных объекта на ул. Ларина и б-ре 50 лет Октября. Работая совместно (мини-КСУДД), налицо увеличение пропускной способности прохода двух перекрестков. Аналогично с июня 2012 г. работают в паре два светофорных объекта на Южном шоссе. Эффективность от внедрения в систему составила более 300%. Такой большой показатель, естественно, носит временный характер, т. к. после подключения в систему КСУДД всех остальных светофоров по Южному и Автозаводскому шоссе эффективность от их подключения снизит его до предполагаемых 25%», — рассказал «Хронографу» директор МКУ «ЦОДД ГОТ» Денис Ященко.

В целом, по данным исследований, КСУДД является эффективным и многофункциональным инструментом решения задач, входящих в комплекс безопасности дорожного движения. Особое внимание обращает на себя такой показатель, как сокращение количества ДТП на 10-25%.

На части автодорог города благодаря внедрению КСУДД данные факторы сведены к минимуму. Очевидно, что дальнейшее внедрение этой системы было бы крайне полезно для безопасности дорожного движения. В комплексе с обновлением дорожного полотна, которое запланировано в 2013 г., КСУДД сделала бы дорожную обстановку в городе максимально приближенной к приемлемым критериям комфортности. У специалистов свое видение того, как должна в итоге выглядеть КСУДД «АвтоГород». «В итоге начатой работы хотелось бы видеть общегородскую АСУД с центром управления», — прокомментировал свою позицию и. о. начальника ОГИБДД УМВД по г. о. Тольятти Сергей Фокин. Реализация этих пожеланий возможна при создании единой достойной диспетчерской на базе ЦОДД, оснащенной всем необходимым оборудованием, и в первую очередь большим экраном, передающим информацию о состоянии городских пробок в целом. В этом вопросе необходима поддержка мэрии г. о. Тольятти.

Комментарии

- Внедрение КСУДД уже показало первые результаты. Время в пути сократилось на 23%. Средняя скорость движения на затрудненных участках возросла на 30%. Все это положительным образом сказывается на состоянии воздушного бассейна, дорожного полотна, а также на психоэмоциональном состоянии водителей и в конечном итоге на безопасности дорожного движения.

Денис ЯЩЕНКО, директор МКУ «Центр организации дорожного движения г. о. Тольятти»

- МКУ «ЦОДД ГОТ» дает положительную оценку деятельности ООО «СтройТоргПоволжья» по внедрению КСУДД в нашем городе. Хочется отметить тот факт, что фирма эта тольяттинская, знающая все городские проблемы изнутри. Считаем целесообразным в дальнейшем подключение к КСУДД всех светофоров по ул. Дзержинского. В 2013 г. кроме продолжения внедрения системы по Южному шоссе предусматривается модернизация проблемного светофорного объекта на пересечении ул. Тополиной и 70 лет Октября.

Сергей ФОКИН, и. о. начальника ОГИБДД УМВД по г. о. Тольятти

- Автоматизированная система управления дорожным движением позволяет не только оптимизировать режим работы светофорных объектов в соответствии с существующей интенсивностью движения, но и своевременно выявлять и устранять неисправности в работе светофоров. Это лишь два из многочисленных назначений системы, призванных улучшить и повысить безопасность дорожного движения... Начинать внедрение системы необходимо с магистралей общегородского значения (Южное и Автозаводское шоссе) и наиболее загруженных улиц (Дзержинского и Автостроителей). Внедрение АСУД необходимо на всех улицах и дорогах, на которых установлены светофорные объекты.