Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (453) | 18 марта 2013г.
 

Золотарев разделил рабочих

Вице-президент МПРА решил рассказать о проблемах трудового коллектива без них

Илья Ширтанов

15 марта вице-председатель Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) Петр ЗОЛОТАРЕВ лично не пустил работников МП «ТП АТП №3» на тематическую пресс-конференцию, в рамках которой он хотел рассказать общественности о состоянии дел на предприятии АТП-3. Более двадцати представителей трудового коллектива АТП-3 были вынуждены покинуть помещение, где проходило мероприятие. Выпроводив трудящихся, пять представителей МПРА целый час пытались внушить прессе свою точку зрения на якобы невыносимые условия работы на пассажирском автопредприятии.

МПРА коллектив не важен

15 марта Петр Золотарев представил журналистам респондентов, готовых рассказать о том, что якобы на самом деле происходит в АТП-3. В президиум были определены Дмитрий Барыбин, Михаил Горянин, Валерий Лихонин, Николай Безруков и Александр Маер. Эти люди должны были рассказать представителям СМИ свое видение ситуации.

Однако планы Золотарева, судя по всему, спутали водители АТП-3, прибывшие на пресс-конференцию без приглашения. Геннадий Попов, Андрей Никитин, Виктор Мастрюков, Юрий Нечин, Юрий Брунер, Владимир Курибеда, Петр Савельев, Юрий Зацепин, Сергей Овчинников, Вадим Кирюченко, Павел Парфенов, Владимир Холодков и другие представители трудового коллектива АТП-3 изъявили желание высказать свое мнение прессе. Однако Петр Золотарев наотрез отказался принимать делегацию АТП-3, сославшись на то, что мероприятие было организовано в целях освещения информации только с точки зрения членов МПРА. «Пресс-конференция вызвана тем, что на предприятии АТП-3 создалась конфликтная ситуация. Мы сейчас были свидетелями, как реагирует руководство на происходящие события с их точки зрения. А здесь присутствуют представители МПРА», — сообщил Золотарев прибывшим без его приглашения работникам АТП-3.

Справедливо будет заметить, что параллельно с водителями в тольяттинскую штаб-квартиру МПРА прибыли заместитель директора АТП-3 Виктор Найденов и председатель профсоюза предприятия Андрей Крючков. Можно было предположить, что реакция Петра Золотарева была вызвана именно присутствием представителей администрации АТП-3. Возможно, поэтому Виктор Найденов предложил Золотареву следующий вариант: «Администрация АТП-3 удаляется из помещения, а водителям предприятия нужно дать возможность высказаться». На эту инициативу отреагировали уже заявленные спикеры МПРА. Было решено, что рассказывать журналистам о том, что происходит на предприятии, будут только представители МПРА.

Не согласные с этим водители, выдворенные с конференции, не ожидали такого развития событий. Это и понятно — кому могла прийти мысль, что с мероприятия, на котором обсуждаются условия труда работников, будут удалены представители трудового коллектива этого предприятия. Однако, чтобы не переходить в прямую конфронтацию, водители сочли возможным спокойно покинуть помещение МПРА. Недоумение водителей по поводу методов работы МПРА вскоре вылилось в предложение провести собственную пресс-конференцию с участием всего коллектива АТП-3.

Петр Золотарев не пустил водителей АТП-3 на пресс-конференцию, где он собирался рассуждать о защите их трудовых прав
Петр Золотарев не пустил водителей АТП-3 на пресс-конференцию, где он собирался рассуждать о защите их трудовых прав

Однако в отличие от МПРА, водители АТП-3 могут пригласить Золотарева к себе и там задать вопросы, которые не позволили задать в офисе МПРА.

АТП-3 в качестве агитплощадки

В то же время последний инцидент с участием вице-председателя МПРА дает повод для сомнений, что Петр Золотарев откликнется на предложение работников АТП-3. Если у лидера независимого профсоюза могли возникнуть опасения по поводу возможных высказываний двадцати водителей МП, то присутствие, к примеру, 500 или 1000 работников АТП-3 может дать более ощутимый результат.

В этом случае можно усмотреть слабость Золотарева как профессионального профсоюзного лидера. Присутствие обычных работников АТП-3 на пресс-конференции МПРА могло дать шанс Золотареву привлечь в свою профорганизацию дополнительных членов. Но этого не случилось. Соответственно, можно догадаться об истинной цели мероприятия, организованного МПРА 15 марта 2013 г., которое, вероятно, мало связано с защитой прав работников.

В отличие от Золотарева, практику массовой агитации умел успешно использовать бывший депутат Государственной думы Анатолий Иванов. В свое время Иванов тесно сотрудничал с Золотаревым. Судя по результатам, взаимодействовать с коллективом у Анатолия Иванова получалось гораздо эффективнее, чем у Петра Золотарева.

Как рассказали работники АТП-3, Золотарев за все время существования ячейки МПРА в АТП-3 даже ни разу не посетил муниципальное предприятие.

Между тем МПРА вполне способен дестабилизировать ситуацию в единственном в Тольятти муниципальном пассажирском автобусном предприятии. В то же время Петр Золотарев может заработать дополнительные очки как представитель независимого профсоюза и поднять свой рейтинг перед выборами в Думу г. о. Тольятти (ТГД). Возникает вопрос: какой ценой амбиции Золотарева могут быть удовлетворены. Стоит ли популярность того, чтобы сплоченный годами коллектив был разрознен модераторами политических процессов?

Суть выступлений членов ячейки МПРА свелась к банальному обвинению руководства АТП-3 в различных надуманных нарушениях и недоработках. «Водителям всем заработать охота. А как? Запчастей нет. Шурупы сам покупай, болты сам покупай», — рассказал журналистам недавно уволенный из АТП-3 лидер профсоюзной ячейки МПРА Николай Безруков, вероятно, с надеждой, что эта информация будет растиражирована в СМИ.

«Отрабатывают» людей

Стоит отметить, что теперь уже бывшие коллеги Николая Безрукова не всегда согласны с ним. Водитель АТП-3 Александр Гардин, который проработал на предприятии двадцать три года, рассказал корреспонденту «Хронографа», что за два года присутствия МПРА в их организации независимый профсоюз так и не проявил себя.

«Бездействующий профсоюз. Зачем он нам нужен? Люди, хотя их было там человек двадцать-тридцать, сами стали выходить оттуда. Я также написал заявление о выходе», — сообщил Александр Гардин. Он, так же как и Сергей Очинников, успел побывать в роли заместителя Безрукова в ячейке МПРА. Сейчас Сергей Овчинников говорит о коллегах следующее: «Никто никого не принуждал, все приняли самостоятельное решение о выходе из этого профсоюза».

Но все же необходимо учитывать и мнение руководства, ведь именно администрацию АТП-3 члены МПРА пытаются ввязать в конфликт. Доказательством тому может служить обращение Петра Золотарева, в котором говорится: «В настоящее время в коллективе МП ТПАТП №3 разгорается конфликт между представителями МПРА и руководством предприятия по причине неурегулированных трудовых отношений, репрессий членов профсоюза МПРА и бесхозяйственности на предприятии».

Директор АТП-3 Александр Абрамов считает по-другому: «Отношения нормальные. Кто хочет работать — тому предоставляются все условия. У нас осуществляет деятельность профсоюз МП «ТП АТП №3», который следит за соблюдением прав трудящихся. Около 1500 человек, т. е. практически весь наш персонал, состоит в профсоюзе предприятия. Все отношения руководства АТП №3 с работниками согласовываются с профсоюзом».

Александр Абрамов высказал свою позицию и по поводу вице-председателя МПРА: «Относительно Петра Золотарева я знаю, он в Тольятти человек известный. Но не хотелось бы, чтобы политические амбиции профсоюзного лидера оказывали влияние на деятельность нашего предприятия».

Тем не менее представители АТП-3, являющиеся членами МПРА, заявляют о том, что не имеют к политике никакого отношения. Это вполне логично, поскольку бонусы от этой междоусобицы достанутся не рядовым членам, а бенефициарам из числа руководителей верхнего звена МПРА, каким, к примеру, и является Петр Золотарев.

Особо привлекает внимание то, что, по словам Виктора Найденова, Михаил Гарянин, Валерий Лихонин и Александр Маер работают на вазовских маршрутах. У тольяттинцев еще остались воспоминания о забастовке водителей МП «ТП АТП-1» в 2001 г., когда персоналу ОАО «АВТОВАЗ» пришлось добираться на работу пешком. Тогда профсоюз «Единство», председателем которого сегодня является Золотарев, распространял информационные материалы с разъяснениями, как работник должен себя вести в случае опоздания на работу. В нынешнее время ситуация со срывом вазовских перевозок вполне может быть смоделирована искусственно. Сегодня АТП-3 осуществляет доставку рабочих на АВТОВАЗ, а Золотарев активно пытается воздействовать на водителей. Чем это может обернуться — нетрудно представить.

С большой долей вероятности можно прогнозировать, что пик активности МПРА в АТП-3 спадет осенью, после того как закончатся выборы в ТГД. Вполне возможно, тогда для Золотарева окажутся неактуальны и сами рядовые члены независимого профсоюза.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.