Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (452) | 11 марта 2013г.
 

Полтора автомобиля

Курсанты большинства сызранских автошкол не могут сдать экзамен с первого раза

Георгий Кизельгур

7 марта на заседании комитета по обеспечению общественной безопасности населения Сызранской городской думы (СыГД) был рассмотрен вопрос о внесении изменений в целевую программу г. о. Сызрань «Повышение безопасности дорожного движения на территории г. о. Сызрань на 2009-2012 гг.». Проблема обеспечения безопасности дорожного движения носит многогранный характер. В частности, остро стоит проблема качества подготовки водителей в большинстве городских автошкол. Слабая подготовка водителей негативно отражается на общей безопасности движения, несет непосредственную опасность для других его участников.

Значительное число дорожно-транспортных происшествий в Самарской обл. (и, в частности, в Сызрани) совершается водителями, практический стаж которых составляет менее двух лет. Фактически это вчерашние выпускники автошкол. Это поднимает проблему слабой подготовки курсантов. Вряд ли случайно большая их часть не может с первого раза сдать после обучения экзамен. Всего в Сызрани обучение водителей категории «В» ведут около полутора десятков автошкол.

Весьма показательная статистика в этом отношении приводится на официальном сайте ГИБДД Самарской обл. Так, процент сдачи экзаменов в 2012 г.в НОУ Сызранская автошкола ДОСААФ России, в ООО «Сызранский учебный центр» (СУД) и НОУ ДПО «Альянс-Авто» составил лишь 5%. Невысок он и в среднем по территории обслуживания ММУ МВД России «Сызранское» — всего лишь 8%. Чуть выше среднего этот процент в Сызранском филиале Самарского областного учебного комбината (СОУК) — 10%. Эти данные, конечно, также не являются поводом для оптимизма. Для сравнения: в НОУ «Автошкола «Фортуна плюс» процент сдачи экзамена с первой попытки составляет 21%, в НОУ УЦ «Автошкола Форсаж» -17%. По результатам 2012 г. это лучшие показатели на территории.

Руководителем Сызранской автошколы ДОСААФ, по данным официального источника, является Владимир Голиков. СОУК руководит Александр Бочкарев, СУД –Петр Шурасьев. «Альянс-Авто» возглавляет Елена Закирова.

Почти в прямой зависимости от качества подготовки водителей находятся и показатели аварийности. По данным того же ГИБДД, в 2012 г. процент совершивших дорожно-транспортные происшествия от количества подготовленных составил на названной территории: от 1,6% у «Альянс-Авто», 0,8% у СОУК до всего лишь 0,4% у «Фортуны» и 0,2% у «Форсажа».

Нельзя не напомнить, что еще в 2010 г. наблюдатели полагали возможным занесение в число проблемных автошкол те же СОУК и ДОСААФ.

Безопасность движения связана с качеством подготовки водителей
Безопасность движения связана с качеством подготовки водителей

Имелись тогда вопросы и к «Альянс-Авто» (см. «Хронограф» №19 (328) от 31.05.10). Исходя из официальных данных за 2012 г. вряд ли возможно предположить, что теперь положение дел меняется в лучшую сторону.

Слабая подготовка курсантов в ряде сызранских автошкол может быть связана с их недостаточной материально-технической базой.

Вполне закономерные вопросы можно задать также и по наличию квалифицированного инструкторско-преподавательского состава, практическому соблюдению учебных программ. Последнее может касаться целенаправленного сокращения количества обязательных занятий. С одной стороны, это можно рассматривать как экономию времени и средств, с другой — нельзя забывать, что ценой ошибки на дороге становится не только материальный ущерб, но также здоровье и жизнь людей.

Вряд ли случайно статистика ГИБДД констатировала в качестве лидеров среди автошкол Сызрани «Фортуну Плюс» и «Форсаж». Именно под эти проекты в Сызрани в 2011 г. были введены в действие современные автоматизированные автодромы. «Фортуной Плюс» руководит Михаил Малкин. Руководителем «Форсажа» является Игорь Байбаков.

Проекты «Фортуны» и «Форсажа» прежде всего были ориентированы на новую методику обучения (см. «Хронограф» №37 (390) от 24.10.11). Теперь проверка водительских навыков проходит на площадках, полностью имитирующих обстановку улицы с разметкой, знаками, светофорами. Фактически эти площадки представляют собой комплекс элементов дорожной сети, объединенных автоматизированной системой контроля и оценки навыков управления.

Названная система полностью исключает человеческий фактор при прохождении экзамена. В результате обеспечивается объективная проверка знаний и навыков курсантов. Возможно, что статистика 2012 г. по автошколам Сызрани объясняется именно этим. Новый подход к экзаменам легко обнаруживает недостатки в подготовке курсантов и расставляет всех по заслуженным местам.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Николай АЛЕКСАНИН, депутат Сызранской городской думы, член комитета по обеспечению общественной безопасности населения, бывший начальник УВД г. Сызрани

- Автошкол у нас много, а качество подготовки выпускников большинства из них, мягко говоря, недостаточное. Мало времени уделяется практическому вождению. Считаю, что и количество соответствующих часов в учебных программах не отражает реальной потребности. В результате мы получаем слабую подготовку именно по умению управлять автомобилем. Новичок оказывается на дороге, не имея должных навыков. Естественно, он начинает теряться даже в относительно простых ситуациях, не говоря уже об острых. Это, в свою очередь, негативно отражается на общей безопасности движения, обстановке на дороге, несет непосредственную опасность для других участников движения — как водителей, так и пешеходов. Конечно, проблема большого количества ДТП и вопрос слабой подготовки водителей связаны напрямую.

Михаил МАЛКИН, директор НОУ «Автошкола «Фортуна Плюс»

- Современный подход к подготовке водителей, как, впрочем, и высококлассных кадров любой специальности, требует постоянных целенаправленных инвестиций. Это обновление учебного парка, внедрение новых технологий, серьезная работа по подготовке инструкторско-преподавательских кадров. Это накладно, но другого пути попросту нет. В плане рынка — или ты выпускаешь качественный продукт, или клиент уйдет к конкуренту. В плане безопасности движения — или общество воспитывает профессионального, вежливого, внимательного водителя, или ситуация на дорогах будет ухудшаться.

Игорь БАЙБАКОВ, директор НОУ УЦ «Автошкола Форсаж»

- У некоторых автошкол может не быть собственной базы, нормальных тренажеров, оборудованных классов, не говоря уже об автодромах. А то, что есть, устаревает. Стоя на месте, нельзя двигаться вперед. Парки учебных машин в ряде школ, по моему мнению, как минимум требуют капитального ремонта. Да и сложно назвать таким парком условно полтора автомобиля десятилетнего возраста. О каком качестве подготовки в такой ситуации можно говорить?