Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (447) | 4 февраля 2013г.
 

Александр Стряпчев:

Для решения проблем ЖКХ не хватает политической воли

Сейдамет Абреков

После того как губернатором Самарской обл. стал Николай МЕРКУШКИН, тема обслуживания жилого фонда получила новое развитие. О том, каким он видит взаимоотношения губернских властей, жителей и управляющих организаций жилищно-коммунальной отрасли, в интервью «Хронографу» рассказал генеральный директор ООО «Управляющая компания №2» (УК №2) Александр СТРЯПЧЕВ.

- Александр Юрьевич, наверняка вы уже успели отметить, какое пристальное внимание уделяет вопросам ЖКХ губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин. В частности, он считает, что необходимо ужесточить контроль за деятельностью УК, содействовать созданию небольших управляющих компаний (УК). Кроме того, губернатор попросил правоохранительные органы внимательнее присматриваться к случаям, когда УК банкротятся, оставляя после себя многомиллионные долги перед ресурсоснабжающими организациями. Как вы относитесь к таким инициативам?

- Желание навести порядок в сфере ЖКХ можно только приветствовать. Методы отдельных игроков действительно порой дискредитируют всю отрасль. Что касается нашей компании, то ее проверяли и проверяют прокуратура, налоговая инспекция, Государственная жилищная инспекция, Роспотребнадзор. Причем делают это с завидной регулярностью. И если бы в УК №2 были выявлены серьезные нарушения, это наверняка привело бы к соответствующей реакции, в т. ч. информация попала бы и в СМИ. Но как вы видите, такого не происходит. По моему мнению, для наведения порядка по отрасли в целом необходимо проводить точечную работу именно с теми организациями, которые действительно допускают нецелевое расходование средств, преднамеренно банкротят компании, т. е. работают нечестно.

В то же время не могу сказать, что идея формирования на базе крупных УК большого количества мелких приведет к положительным результатам. Если посчитать количество возбужденных дел — уголовных, административных — в отношении ТСЖ и малых УК, с одной стороны, и крупных УК — с другой, то их число будет примерно одинаково. Но ведь количество домов, обслуживаемых крупными и мелкими УК, сравнивать нельзя. Это величины разных порядков. Соответственно, удельная доля нарушений в крупных управляющих компаниях значительно ниже, чем в мелких. На самом деле проблемы сферы ЖКХ связаны не с величиной игрока, а явно с чем-то другим.

- Недовольство граждан основано еще и на доначислениях, которые УК стали производить в последнее время. Видимо, именно это заставляет людей обращаться к власти за помощью?

- Постоянно меняющиеся правила расчета платы за коммунальные ресурсы действительно вносят сумбур в головы жителей. Но это не вина УК. Они исправно выполняют соответствующие постановления, принимаемые на федеральном уровне. Так же, как и жителям УК приходится приспосабливаться к быстро меняющимся правилам.

Что касается доначислений, то больше всего вопросов жители задают по оплате ресурсов, которые расходуются на общедомовые нужды. Хочу напомнить, что по электроэнергии расчет с отдельной оплатой внутриквартирного потребления и общедомовых нужд применяется уже с 2010 г. Эти расходы теперь фиксируются общедомовым прибором учета. Соответственно, как того требовало постановление правительства РФ №307, в квитанциях люди увидели расчет платы с применением поправочных коэффициентов.

Сегодня ситуация по оплате за тепло, водоснабжение и водоотведение аналогичная. Благодаря наличию общедомовых приборов учета теперь можно точно фиксировать, какое количество ресурсов идет на общедомовые нужды. Общая практика показывает, что практически на каждом доме приборы фиксируют перерасход по воде и экономию по теплу. С учетом того, что затраты на тепло более существенны, нежели на воду, в итоге жители могут получить общую экономию по оплате коммунальных услуг. Т.е. новые правила расчета не так плохи, как можно было представить. Проблема скорее кроется в том, что УК мало информируют граждан о смысле изменений.

- Ряд экспертов считает, что для большей прозрачности в начислениях и оплате за коммунальные ресурсы необходимо заключать договоры напрямую с ресурснабжающими организациями, минуя управляющие организации. Как вы думаете, к каким результатам приведет реализация такой идеи?

- В Автозаводском р-не Тольятти, где работает УК №2, два основных поставщика: ОАО «ТЭК» занимается сбытом электроэнергии, ОАО «ТЕВИС» поставляет тепло, воду и отводит стоки. ТЭК активно заключает прямые договоры. При этом часть собственников считают, что если они заключат договоры с ТЭК, то не будут оплачивать общедомовые расходы. Это не так. Объясню почему: оплату за потребление электроэнергии непосредственно в квартире будет собирать ТЭК, а расходы на потребленные общедомовые нужды, которые ТЭК предъявит к оплате УК, мы, в свою очередь, будем вынуждены выставлять жителям. Для энергетиков эта схема выгодна тем, что ТЭК всегда сможет отключить от электроэнергии конкретного должника в квартире. В этом, к слову, преимущество ТЭК над ТЕВИСом. Отключить тепло в отдельно взятой квартире совершенно нереально, а для ограничения подачи воды в конкретную квартиру как минимум необходимо в нее попасть. Вместе с тем практика тех территорий, где уже перешли на прямые договоры, показывает, что в целом собираемость начинает падать.

Это объясняется тем, что УК имеет гораздо больше контактов с жителями, чем ресурсоснабжающая организация. Соответственно, штат УК, те же дворники, сантехники и т. д., привлекаются к работе с населением, что положительно сказывается на собираемости долгов. Судя по всему, ресурсоснабжающим организациям, для того чтобы долги не накапливались, придется значительно расширить штат, что приведет к росту издержек, а они, скорее всего, будут включены в тарифы.

Нелишне будет отметить и тот факт, что в общем количестве абонентской базы традиционно существует 5-6% квартиросъемщиков, которые с годами накапливают задолженность. Мы вынуждены тратить силы и средства на взыскание долгов, хотя ресурсоснабжающие организации выставляют счета по фактической нагрузке и не учитывают затрат на сбор средств. Но ведь УК не зарабатывают на снабжении ресурсами, на этом зарабатывают снабжающие организации. УК лишь передает собранные от населения средства. Почему тогда мы должны нести затраты за тех должников, которые не оплачивают потребленный ресурс?

Здесь я согласен с идеей губернатора Николая Меркушкина создать в регионе единый расчетный центр. Сюда в режиме on-line будет стекаться информация о показаниях всех приборов учета, установленных в домах. Кроме того, если человек не заплатит за ресурс, через такой центр можно будет дистанционно ограничивать потребление. Правда, для этого необходимо будет установить соответствующую запорную арматуру. Конечно, создание такого центра требует значительных вложений, но это позволит раз и навсегда избавиться от всех застарелых проблем — неплатежей, споров о количестве потребленных ресурсов и т. д. Но, что самое главное, это сразу позволит высветить недобросовестные УК.

- Так или иначе, но с назначением Николая Меркушкина становится очевидным, что перемены не неизбежны. Чего вы ожидаете от нового губернатора Самарской обл.?

- С одной стороны, беспристрастности, с другой — помощи в решении накопившихся в отрасли проблем. И у исполнительной власти, и у работников коммунального хозяйства задача одна: сделать жизнь людей более комфортной. Очень часто для решения проблем ЖКХ у отдельных руководителей не хватало политической воли. Но, судя по компетенции Николая Меркушкина, можно надеяться, что ситуация будет меняться в лучшую сторону -как для населения, так и для добросовестных УК.