Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (447) | 4 февраля 2013г.
 

Ответы Махлая

Глава Тольяттиазота рассказал на Западе о России

Егор Кошеров

В конце января известное американское интернет-издание The Huffington Post (Хаффингтон Пост, HP) напомнило о себе так, что в России нельзя было не отметить. Речь — об интервью с председателем совета директоров ОАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ) Сергеем МАХЛАЕМ (на фото). Провокационные вопросы от The Huffington Post про Pussy Riot, перевоспитание и митинг тоазовцев, а главное, конечно, как живет загадочная Россия — позволили российскому бизнесмену рассказать западным людям о нашей стране то, что они не часто слышат.

О показухе

Это уже далеко не первый случай, когда российское ОАО «Тольяттиазот» оказалось объектом внимания западных СМИ.

Многие успехи России в экономической сфере сегодня по понятным причинам если и обсуждаются западной прессой, то только после скандалов в политике. Сергей Махлай оказался к этому готов. На этом фоне вполне предсказуемой стала первая тема обсуждения. Махлаю сразу был задан вопрос о получившем широкую известность митинге трудового коллектива ТоАЗа, на котором в резолюцию вошло предложение огнеупорщицы взять на перевоспитание членов панк-группы Pussy Riot. По этому поводу Сергей Махлай в своем интервью американскому СМИ заявил: «Причины, почему это произошло, совершенно понятны мне. Существует огромное различие между тем, как социально-политическая ситуация в России выглядит внутри Садового кольца Москвы, и тем, как она воспринимается в городах, в российской глубинке, в таких городах, как Тольятти. Люди, которые за время правления Путина, наконец, почувствовали некоторую уверенность в завтрашнем дне, очень подозрительно относятся к призывам «Богородица, Путина прогони». Пережив годы саморазрушения, выстрадав их, люди очень восприимчивы к последней попытке в очередной раз «опрокинуть лодку». Они очень боятся этого. Решение Pussy Riot о проведении их выступления в главном соборе страны вызвало не меньше раздражения. Большинство россиян, независимо от того, религиозны ли они, воспринимают церковь как структуру, которая удерживает государство от распада и устанавливает его моральные порядки и традиции. Обычный рабочий из Тольятти видит Pussy Riot как вычурных московских бездельников. Все эти эмоции были выражены на митинге».

Даже после этих слов в развитие этой темы журналист Саймон Шустер (брал для The Huffington Post интервью у Махлая) попытался сыграть на цитатах и образах, из которых, по его замыслу, могло бы следовать, «что приглашение Pussy Riot на перевоспитание, которое озвучили сотрудники Тольяттиазота, выглядит как китайская культурная революция». Махлай, однако, не дал втянуть себя в спор о сомнительных аналогиях: «Такие сравнения всегда выглядят искусственными. Вы можете легко назвать беспорядки в Лондоне и Париже, которые произошли два года назад, нацистским погромом. Вопрос не в форме или названии. Люди вышли и выразили свои мысли так, как они смогли это сделать».

Что касается вопроса о позиции руководства относительно случая в храме, который побудил тоазовцев собраться на митинг, Сергей Махлай сообщил: «Я действительно поддерживал наш коллектив, потому что разделяю позицию людей о растрате Россией своих ценностей и традиций и желании их восстановления».

О правоте

Далее разговор перетек в русло обсуждения периода времени, когда президентом РФ первые два срока был Владимир Путин. На этом фоне Шустер, который известен «антипутинской» позицией, интересовался у Сергея Махлая тем, как тот на примере нового избрания Путина оценивает деловой климат в стране, прогнозирует изменения делового климата, особенно в части бюрократии и коррупции. Сергей Махлай выразил свою точку зрения следующим образом: «Ведение серьезного бизнеса нигде и никогда не было легким. Стабильность является наиболее важным фактором, влияющим на климат для ведения бизнеса. Для России это действительно решающий фактор. Мне кажется, что вновь избранный президент Владимр Путин решил многие важные для страны проблемы. Он начал активную борьбу с коррупцией, объявил о запуске новых крупных проектов, о необходимости модернизации производственного аппарата. Коррупция является очень давней и очень сложной проблемой. И простого решения здесь быть не может. В условиях рыночной экономики и демократии нельзя просто прижать всех коррумпированных людей «к стенке». «Тольяттиазот многократно сталкивался с бюрократией и давлением со стороны правоохранительных органов, когда совершались попытки незаконными методами усложнить нам жизнь и даже захватить предприятие, — обратил внимание Сергей Махлай. — Как показывает наш пример, если ты веришь в свою правоту и чувствуешь поддержку многих тысяч своих сотрудников, с коррупцией можно бороться и победить ее. По моему мнению и по мнению многих предпринимателей, последовательные усилия по вытеснению коррупции из различных сфер жизни российского общества стало стратегической целью для Владимира Путина».

Далее Шустер поинтересовался, что для Сергея Махлая означает слово «модернизация». По версии интервьюера, бывший президент и нынешний премьер-министр России Дмитрий Медведев сделал «модернизацию» своим лозунгом на период президенства.

Слова Сергея Махлая, приведенные на странице The Huffington Post, звучат так: «СМИ в основном обращают внимание на такие инициативы, как создание Сколково и т. д. Я не могу говорить об эффективности таких проектов, потому что у меня нет достаточной информации. Но модернизация на заводе Тольяттиазот не останавливается. Мы не нуждаемся в государственном приказе для внедрения новых технологий и обновления нашего оборудования. Это является необходимым условием поддержания конкурентоспособности на мировом рынке, где мы являемся одним из крупнейших поставщиков жидкого аммиака. Я знаю много крупных российских промышленных предприятий, где технологическая база на сегодняшний день вполне соответствует мировым стандартам.

Однако есть отрасли, в частности, машиностроение и электроника, где мы должны сделать шаг вперед».

О перспективе

Далее Саймон Шустер решил узнать, что думает Сергей Махлай о роли Владимира Путина в разрешении острых проблем на местах. В качестве примера Шустер сослался на историю в г. Пикалево. Это было еще тогда, когда Путину пришлось лично прибыть на место забастовки рабочих завода и делать внушение «олигархам».

Здесь Махлаю пришлось объяснять достаточно ясные в России истины: «Историческая роль человека, находящегося во главе государства, в России исключительно велика. Владимир Путин не является исключением. Он лидер, который задает тон. Уже 12 лет он пользуется поддержкой большинства населения. Это невозможно не признать. Те проблемы, с которыми он столкнулся, беспрецедентны как в сфере экономики, так и в сфере социального развития нашей огромной страны в условиях необходимости сохранять межнациональный мир и определять новую роль страны на международной арене.

Вы, наверное, помните, как в самом начале его работы, в начале 2000-х гг., Путин сумел остановить практически безграничное вмешательство т.н. олигархов в дела государства. Для человека, который не понимает русских реалий, он, возможно, выглядел человеком, вмешивающимся в бизнес. Но на самом деле это предотвратило катастрофу. Сохранение системы, которая была сформирована в 1990-х гг., привело бы к краху государства».

Последний вопрос, который был задан Сергею Махлаю, касался разницы во взглядах на ситуацию в России у рядового обывателя и специалистов, которые профессионально занимаются изучением проблем и трансляцией информации в массы.

«Я хотел бы отметить здесь различие в зависимости от типа наблюдателя. Западные бизнес-интересы, с которыми я знаком, видят в России массу возможностей и пытаются воспользоваться ими. Их оценки прагматичны. Они ценят стабильность и тот факт, что страна, в отличие от многих других, достаточно последовательно преодолевает экономические проблемы. Я ценю деловые отношения, установленные на Западе, эффективность и точность законов. Когда я модернизирую свою компанию, я всегда призываю своих сотрудников работать на основе мирового опыта технологии и управления. Когда дело доходит до основного сегмента западной политологии и обозревателей, в их оценках российских событий есть много искажений и двойных стандартов. Например, демонстрация 20 000 человек без единого экономического лозунга в Москве выглядит как крах режима и начало революции, в то время как агрессивная демонстрация полумиллиона человек против низкой заработной платы, пенсий и чудовищной безработицы в Греции и Испании является типичным элементом демократии... «Мне всегда кажется, что Запад постоянно жаждет переворота в России, который, по их мнению, в конечном итоге приведет Россию в соответствие какому-то желаемому и понятному «стандарту». Это иллюзия. Россия самодостаточная, и ее нельзя реконструировать, чтобы подстроиться под некий «стандарт». Нужно просто позволить ей развиваться спокойно», — отметил в заключение беседы Сергей Махлай.