Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (447) | 4 февраля 2013г.
 

Избавить от прессинга

Взаимодействие контролирующих и надзорных ведомств с органами МСУ скорректируют

Михаил Куракин

31 января президент РФ Владимир ПУТИН (на фото) провел заседание Совета по развитию местного самоуправления (МСУ). В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы повышения эффективности работы органов МСУ, в т. ч. за счет совершенствования правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в отношении органов МСУ. Эта категория вопросов вызывает наибольшее беспокойство представителей МСУ, в т. ч. работающих на территории Самарской обл. Жалобы на избыточное давление контрольного (надзорного) блока — явление нередкое и повсеместное. Обоснованность таких жалоб официально подтверждается и представителями президентской вертикали власти.

Заседание Совета по развитию МСУ при президенте РФ было задумано как дискуссионная площадка, деятельность которой направлена на повышение эффективности работы МСУ. Поэтому основная ставка была сделана именно на представителей местного самоуправления. В ходе мероприятия основное внимание было уделено вопросу совершенствования правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в отношении органов МСУ. Открывая заседание Совета по развитию МСУ, Владимир Путин заявил: «Практически на каждой встрече представители муниципальной власти говорят о несистемном, часто необоснованном и навязчивом внимании к ним, да и к бизнес-структурам, со стороны контрольно-надзорных органов. О том, что подготовка формальных отчетов, справок, материалов для многочисленных проверок съедает массу времени, отнимает кадровые ресурсы в ущерб реальной, а не бумажной работе».

В некоторых случаях сложившаяся практика способна не только влиять на эффективность работы органов МСУ, снижая ее, но и формировать коллизии, приводящие к стагнации в отдельных направлениях работы муниципальных органов власти. «Сегодня органы местного самоуправления являются объектом внимания со стороны 22 контрольно-надзорных органов, в отношении которых осуществляется более 40 видов контроля и надзора. Как показывает практика, наибольшую активность в части контрольно-надзорных функций проявляют Роспотребнадзор, Государственный пожарный надзор, прокуратура, органы земельного контроля, а также контрольно-счетные органы субъектов РФ. Избыточное внимание контрольно-надзорных органов действительно выливается в проблему», — заявил министр регионального развития РФ Игорь Слюняев в ходе заседания совета.

Вырабатываемые механизмы совершенствования правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в отношении органов МСУ не упразднят надзорную и контрольную деятельность. «Мы с вами понимаем: часто без этого контроля и надзора просто не обойтись. Однако контрольная деятельность не должна тормозить работу проверяемых организаций, никому не нужны проверки ради самих проверок, без всякого внятного результата», — заявил Путин.

Тенденции на усиление органов МСУ наиболее отчетливо стали заметны на государственном уровне в минувшем году. Несколько отчетливых сигналов об этом были протранслированы президентом РФ еще 12 декабря 2012 г. в рамках послания Федеральному собранию. Хотя фоновая работа к этому времени уже активно велась представителями президентской вертикали. Так, 30 ноября 2012 г. под председательством полномочного представителя президента РФ в ПФО Михаила Бабича прошло окружное совещание по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления. «Жалобы представителей МСУ на избыточное давление контрольного (надзорного) блока, на частоту проверок, на необъективность этих проверок, их повторное проведение зачастую обоснованные. Например, сегодня говорили о полигоне твердых бытовых отходов, о пожарной, экологической безопасности, когда приходят сразу несколько контрольных органов, причем не вместе приходят, и по одному нарушению накладывают несколько штрафных санкций. При этом не учитывается возможность местного самоуправления исполнить все эти требования, профинансировать необходимые мероприятия», — заявил Бабич. При этом полпред особенно подчеркнул, что если со стороны контрольных (надзорных) органов будут выявлены злоупотребления, то последуют организационные и кадровые решения.

Случаи избыточного давления на подразделения органов МСУ далеко не единичны. Скорее это можно назвать системной проблемой, распространенной по всей территории РФ. Самарская обл. не исключение.

Эта проблема актуальна для всех муниципалитетов. На примере Самары проверки различных надзорных органов регулярно бывают не только в структурах администрации, но и в подведомственных предприятиях и учреждениях. В школах города за прошедший год прошло около 800 проверок. Из них Роспотребнадзор — 277, различные подразделения МЧС- 171, прокуратура- 170. «Часто внимание надзорных органов обоснованно и необходимо, но часто оно мне, как председателю думы, кажется излишним. И когда только за 2012 г ТТУ (МП г. о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление». –Прим. авт.) было проверено более тридцати раз, и в числе проверяющих был даже комитет по рыболовству, любые комментарии излишни и бессмысленны, а сама эта ситуация — практически сюжет для рассказов Зощенко», — поделился своими впечатлениями председатель Думы г. о. Самара Александр Фетисов в беседе с корреспондентом ООО «Независимое информационное агентство «Самара» (НИАСАМ).

Адвокат Андрей Соколов, в свою очередь, так прокомментировал ситуацию: «Считаю, что чрезмерное административное давление со стороны надзорных органов и дополнительные проверки необоснованны, поскольку система отчетности существует, заложена государством и дополнительный избыточный контроль ничего не дает. У надзорных органов есть негласное правило: любой проверяющий организацию должен что-то обнаружить. Имеет место административный перегиб и создание искусственных препятствий для нормальной деятельности. Более того, в чрезмерном внимании контролирующих органов к МСУ я не усматриваю борьбу с коррупцией. Поскольку, чтобы бороться с последней, нужно внимательнее рассматривать обращения граждан, поток которых значителен. Для этого необязательно теребить органы местного самоуправления».

«Конечно же, говорить о том, что не надо осуществлять надзор за деятельностью органов местного самоуправления со стороны прокуратуры и других контрольно-надзорных органов, не приходится. Эта работа должна вестись, но строго в соответствии с законом. В первую очередь, с законом о прокуратуре», — отметил депутат Государственной думы РФ от Самарской обл. Александр Хинштейн в своем интервью НИАСАМ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.