Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (441) | 3 декабря 2012г.
 

Под французскую дудку

На АВТОВАЗе придумали новый способ, как обосновать безденежную передачу активов

Сейдамет Абреков

26 ноября ОАО «АВТОВАЗ» раскрыло информацию о заключении с Renault s. a. s. договора отчуждения исключительного права на товарный знак «ДОКЕР». Судя по всему, речь идет о новой модели автомобиля румынской марки Dacia, принадлежащей Renault. Очевидно, планируется запустить производство Dokker на АВТОВАЗе. Помимо этой сделки АВТОВАЗ, президентом которого является Игорь КОМАРОВ (на фото), заключит еще более десяти сделок со структурами альянса Renault-Nissan. Факт подобных сделок подтверждает ранее высказываемые предположения о том, что альянс не будет оплачивать покупку акций АВТОВАЗа живыми деньгами. При этом альянс готовится стать владельцем контрольного пакета акций тольяттинского автозавода.

26 ноября ОАО «АВТОВАЗ» раскрыло информацию об очередных решениях, принятых его советом директоров. «Принимая во внимание, что член совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Карлос Гон (Carlos Ghosn) одновременно является президентом и генеральным директором Nissan Motor Co., Ltd, в свою очередь Nissan Motor Co., Ltd является аффилированным лицом Renault s.a.s., владеющего более 20% голосующих акций ОАО «АВТОВАЗ», одобрить соглашение о техническом содействии, в совершении которого имеется заинтересованность», — говорится по этому поводу в сообщении о раскрытии информации. Решение с подобной формулировкой почему-то было указано два раза подряд в одном и том же документе. Из этого следует, что речь могла идти об одобрении сразу двух почти идентичных соглашений между АВТОВАЗом и структурами альянса Renault-Nissan.

Среди прочих сделок, одобренных советом директором АВТОВАЗа, стоит выделить договор отчуждения исключительного права на товарный знак «ДОКЕР» по свидетельству Российской Федерации №186720 между Renault s.a.s. и ОАО «АВТОВАЗ». Судя по всему, речь идет о новой модели, принадлежащей Renault, марки Dacia под названием Dokker. Dokker должен заменить в модельном ряду автомобили Logan. Очевидно, планируется запустить производство Dokker на АВТОВАЗе. Ранее на АВТОВАЗе предпочитали не распространять информацию об этом, однако допуская информационные вбросы о старте производства Nissan Almera. Возможно, это могло быть обусловлено пониманием того, что производство в Тольятти еще одной модели альянса Renault-Nissan в перспективе способно дополнительно ухудшить и так не совсем уверенное положение вазовских поставщиков.

Помимо этого, был одобрен еще одни договор о техническом содействии, на этот раз между ОАО «АВТОВАЗ» и ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ». Президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров входит в совет директоров ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ».

Совет директоров АВТОВАЗа решил: «Внести изменения в решение совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» «Об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность», а именно: дополнительного соглашения № 1 к соглашению между ОАО «АВТОВАЗ» и Renault s.a.s. от 28 марта 2012 г. (протокол №23/6)». Напомним, что на площадях АВТОВАЗа происходит изготовление элементов кузовов (штамповка) для автомобилей, собираемых на конвейере ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ». В этом СП на равных долях с АВТОВАЗом присутствует интерес крупнейшей мировой автокорпорации General Motors  — основного конкурента альянса Renault-Nissan. В связи с этим расширение присутствия альянса в акционерном капитале ОАО «АВТОВАЗ» может отразиться на взглядах по отношению к бизнесу СП с участием General Motors.

26 ноября была одобрена еще одна сделка — дополнительное соглашение №4 ко второму договору о техническом содействии (ТАА2) между ОАО «АВТОВАЗ» и Renault Samara s. a. s. Также были одобрены два договора займа между ОАО «АВТОВАЗ» и ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус». Причем была сделана оговорка, что один договор займа прошел регистрацию в ОАО «АВТОВАЗ» за№130399 еще 14 октября 2010 г., второй- за №242364 -еще 23 декабря 2011 г.

Но на совете директоров АВТОВАЗа, состоявшемся 26 ноября, решали не только вопросы одобрения разнообразных сделок, которые имеют для АВТОВАЗа конкретную стоимость. Совет директоров решил созвать на 12 февраля 2013 г. внеочередное общее собрание акционеров. В повестку дня внеочередного общего собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ» войдут такие вопросы, как внесение изменений в устав ОАО «АВТОВАЗ», досрочное прекращение полномочий членов совета директоров, избрание членов нового совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». Кроме того, акционерам предстоит одобрить сделки, на одобрение которых у совета директоров полномочий не имелось. Это крупная сделка по выдаче займа между Renault s. a. s. и ОАО «АВТОВАЗ»; сделка между ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «Сбербанк России»; дополнительное соглашение №1 к генеральному рамочному соглашению по проекту платформы ВО от 29 сентября 2010 г. между ОАО «АВТОВАЗ» и Renault s. a. s. и Nissan Motor Co., Ltd; а также договор о сборке шасси между ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «Автофрамос».

Реестр акционеров, которые могут принять участие во внеочередном собрании акционеров АВТОВАЗа, будет закрыт 28 декабря. Акционеры получат возможность знакомиться с материалами, предоставляемыми при подготовке к проведению внеочередного общего собрания, с 23 января по 11 февраля 2013 г.

Общее количество сделок, одобренных советом директоров АВТОВАЗа, а также вынесенных на внеочередное собрание акционеров, можно назвать беспрецедентным. Скорее всего, каждая из этих сделок будет обходиться АВТОВАЗу не в один и не в два миллиарда рублей, что может усугубить и так высокую закредитованность предприятия. Очевидно, рассчитываться за эти сделки, например, за займы и техническое содействие со стороны структур альянса Renault-Nissan, АВТОВАЗу придется собственными акциями, выпускаемыми в рамках дополнительной эмиссии. Решение о параметрах этой допэмиссии было принято акционерами АВТОВАЗа еще в июле 2010 г. (см. «Хронограф» №26 (335) от 19.07.10).

Подобное количество сделок, а также временной период, в который они будут одобрены, позволяет сделать вывод о том, что именно за счет их стоимости альянс увеличит собственную долю в акционерном капитале АВТОВАЗа до уровня контрольного пакета. Косвенным подтверждением этой версии может служить то обстоятельство, что ГК «Ростехнологин» — основной акционер АВТОВАЗа на данный момент, не упоминается в сообщения о раскрытии информации ОАО «АВТОВАЗ» в качестве одной из сторон сделок.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- Все решения ноябрьского совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» развивают ранее заключенные соглашения о взаимодействии, способствуют выполнению программы развития (бизнес-плана) АВТОВАЗа до 2020 г. и укрепляют сотрудничество АВТОВАЗа и альянса Renaul-Nissan. По соглашению с компаниями-партнерами мы не раскрываем коммерческую информацию, содержащуюся в договорах.