Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (441) | 3 декабря 2012г.
 

Николай Меркушкин:

Чтобы навести порядок, нужно желание людей, работающих во власти

Борис Кротов

27 ноября губернатор Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН провел встречу с главными редакторами региональных телевизионных каналов. В процессе разговора глава региона ответил на вопросы о подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 г. (ЧМ-2018), о развитии г. Самары, о решении проблем ЖКХ, о взаимоотношениях региональной власти с органами местного самоуправления (ОМС), о развитии промышленности и сельского хозяйства, об участии области в федеральных программах и о многом другом. «Хронограф» предлагает своим читателям наиболее важные моменты из интервью губернатора.

- Николай Иванович, в ноябре принято решение, что стадион для ЧМ-2018 будет на Радиоцентре. Каким компаниям доверят проектирование и строительство стадиона — самарским, московским, может быть, питерским?

- На самом деле тема сегодня одна из важнейших. В среду будет очередная защита нашего плана подготовки к мундиалю. Встреча будет проходить у министра спорта Виталия Мутко. В числе вопросов и этот — кому будет доверено.

Московский оргкомитет ряд вопросов планирует взять на себя и, скажем, унифицировать подготовку по ним. Те регионы, где уже многое сделано, полностью забирать, в общем-то, нельзя. А вот по семи регионам, в т. ч. и по Самаре, пойдет эта схема. Возможно, будет единый заказчик, проектировщик, консультант, но не подрядчик. Эти вопросы будут решаться в течение месяца -максимум двух. В этом есть определенные плюсы. Но есть и минусы. Порой от такого большого объединения не все бывает всем понятно. Но с учетом опыта людей, работавших в бывшем Олимпстрое, в т. ч. тех, что работают в самарском правительстве, я думаю, мы достаточно хорошо разберемся и будем делать так, чтобы было все хорошо.

- Перенос стадиона — вопрос чисто экономический?

- Здесь стоял вопрос рисков и самой возможности принятия ЧМ-2018. Мы стали более плотно изучать ситуацию со специалистами, которые занимаются стройками в Сочи и Татарстане. Слишком большой объем работ. Причем стрелка находится рядом с Фрунзенским мостом. На две огромные стройки отведено четыре — четыре с половиной года, в то время как строительство одного моста потребует до четырех лет. Добавьте к этому подачу материалов и технологию стройки. Мы оказались бы в цейтноте и не смогли бы вовремя закончить работы.

К тому же когда в Крымске произошла трагедия, был подписан указ президента РФ, предусматривающий, что объекты, где собирается большая масса людей, должны быть выше уровня воды на 4 м, а где-то даже на 8 м. Наш стадион, вероятнее всего, попал бы под 8 м. Это огромные дополнительные затраты -от 8 до 10 млрд р.

На месте, которое выбрано сейчас, можно построить и ледовый дворец, и универсальный спортивный зал. Как, например, сделано в Штутгарте. В отдельные выходные дни там собираются до 200 тыс. человек. На новом месте мы получаем почти 250 га земли в распоряжение области. Там можно будет сделать примерно 80 га облагороженного парка с велосипедными, лыжными и роликовыми дорожками, автостоянку на 8-10 тыс. мест.

- Подразумевает ли данное решение, что строительство Фрунзенского моста остановится?

- Фрунзенский мост будет строиться, потому что он необходим для города. Он был запланирован еще в советское время. Это своеобразный коридор.

Правда, исходя из каких-то конъюнктурных интересов в новом проекте мост на 150-200 м перенесли. Мы еще раз будем подробно смотреть эту тему, чтобы этот мост долгие и долгие десятилетия служил городу.

- Речной порт снесут или он останется?

- Речной порт должен уйти. На этом месте будет либо стадион, либо что-то другое. Пока мы себе ставим задачу привести стрелку в более-менее нормальное состояние для отдыха людей к ЧМ.

- Т. е. избежать проблем с выкупом земли у частных лиц не получится?

- Не получится. Но хочу сказать, выкупать придется намного меньше. На стрелке всего 18 га, а ранее предусматривалось обустраивать около 100 га. Понятно, что с учетом расположения самой стрелки нужно было расчищать прилегающие территории. В новом варианте расчищать надо только саму стрелку. Совсем другие затраты и на расчистку — 1,5, максимум 2 млрд р., а не 7-10 млрд, о которых говорили ранее.

- Тема ЖКХ очень остро стоит в Самарской обл. Вы говорили, что бюджетные вложения в эту сферу примерно в пять раз больше, чем в Татарстане. За счет чего вообще мы можем выйти из тупика, в котором сейчас находится ЖКХ?

- Система ЖКХ, к сожалению, у нас в тяжелом положении. Многие вещи, которые должны были делаться шесть-восемь лет назад, не делались. Когда началась модернизация ЖКХ, федеральное правительство определило программу. Многие регионы, в т. ч. и Татарстан, активно ее реализовывали. Это, прежде всего, модернизация сетей. Тема очень сложная, и даже в этих регионах далеко не все сделано. Но узких мест, где постоянные порывы, где теряется очень много энергии, пара, горячей воды, в этих городах на порядок меньше. А это уже плюс в самой системе и явный минус в затратах. Это приборы учета на всех участках, по каждому виду услуг. Это поквартирный учет. В итоге во многих регионах затраты снижаются где на четверть, где на треть. Установлены новые более эффективные виды энергоносителей, прежде всего новые современные котельные, на автоматике. На этом очень много экономится, особенно в сельской местности, в малых городах, поселках. Есть регионы, где в райцентрах в малых домах даже в крупных городах перешли на АГВ (автоматический газовый водонагреватель. – Прим. ред.). Человек сам регулирует тепло, прибавляет или убавляет, ему подается только газ.

- Нельзя ли, например, создать федеральную УК, которая с нуля начнет заключать договоры с отдельно взятыми районами, и полностью взять ее под контроль? Т. е. показать остальным УК, как можно и нужно работать.

- Для этого нужны желание и воля. У нас есть, например, государственная компания «СамРЕК», которая должна была, по большому счету, заниматься тем, о чем вы говорите: делать более эффективные проекты, оказывать более дешевые услуги. Когда приехал новый грамотный человек и поменялся руководитель, он посмотрел, например, что котельная в Московской обл. стоит — 63 млн р., а здесь — 123 млн. Эту котельную надо же окупать за счет тарифа. Должно быть желание делать так, как это нужно людям, как должно быть в соответствии с законом.

А если стоит задача только взять свою долю, тогда хоть государственная, хоть частная компания -разницы нет.

Сейчас мы должны по многим направлениям пересмотреть свое отношение к делу. В Самару пришел новый руководитель ЖКХ, режет сметы и говорит: уйдете по работам ниже на 30% — деньги будут выплачены, не уйдете на 30% — будем судиться, будем проводить аудит. А они нам говорят, что уже проходили государственную экспертизу. Сейчас тот же конкурсный тендер очень многие используют для того, чтобы прикрыться. Заказчик покупает в полтора-два раза дороже, но знает, что тендер провели. Есть специалисты, которые управляют ценами, повышают их, в конкурсе участвует практически один покупатель и т. д. Чтобы навести порядок, нужно желание людей, работающих во власти.

- Как сегодня складываются отношения области и муниципалитетов?

- Взаимоотношения деловые, нормальные. Каких-то личных и близких отношений на этом этапе быть не может. Для меня исключительно важно понимать, как каждый, будь он член правительства, вице-губернатор или зампред правительства, делает то дело, которое он обязан делать как чиновник или как человек, работающий в структурах власти. Поэтому есть критика. Я недоволен многими вещами, которые делались и, может быть, еще и сегодня делаются. Об этом я говорю и открыто, и на встречах один на один. Очевидно, что есть вещи, которые и в Самаре, и в Тольятти власть должна изменить.

Например, обманутые дольщики. Понятно, это вина не сегодняшней, а предыдущей власти. Но и сегодня можно было сделать намного больше для того, чтобы этот процесс шел быстрее. Там очень много вещей, связанных просто с разрешительными документами. Если быстро развязать порочный круг, то люди могли бы свои проблемы довести до конца.

Система ЖКХ. Это вопрос муниципалитетов, в т. ч. это касается управляющих компаний. Я в Самаре уже привык говорить: «Управляющие компании, управляющие компании», а в Саранске мы говорим: «ТСЖ, ТСЖ, ТСЖ». Во главе стоит ТСЖ, а дальше УК. И все вопросы к УК, как правило, у ТСЖ. У нас сейчас в Самаре в основном управляющие компании, причем компании очень крупные. Они сразу обслуживают целый район или два района. Конечно, это не самый лучший вариант. Большая консолидация может иметь место только в тех случаях, когда все очень четко отработано. В противном случае это только укрупняет проблемы. Поэтому и в ЖКХ, и в благоустройстве, и в закупках возникают вопросы. Например, бензин вместо 26 или 25 р. за литр закупается по 35 р., а в некоторых случаях по 75 р. Ну как я могу относиться к власти? Каждый день хвалить? Конечно, я должен, как губернатор, говорить: «Муниципалитеты, приведите все в порядок. Вы говорите — нет денег? Просите денег». Но пока не будет ясно, как эти деньги будут тратиться, у меня рука не поднимется подписать дополнительные деньги городу.

Отношения сейчас исходят только из этого. Будет выстраиваться система — будут улучшаться отношения. Я лично отношусь и к мэру Самары, и к мэру Тольятти с уважением. Молодые люди, всенародно избраны. Если хочешь активно работать и стать успешным мэром, то задачи, которые стоят в городе, надо решать.