Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (437) | 6 ноября 2012г.
 

Комарову не поверили

Акции АВТОВАЗа продолжают дешеветь на фоне заявлений о рекордной прибыли

Сейдамет Абреков

1 ноября можно было оценить динамику котировок акций ОАО «АВТОВАЗ» за октябрь. В течение месяца падение в цене произошло практически на 15%. И это притом, что в начале октября АВТОВАЗ отчитался о рекордной прибыли по итогам девяти месяцев 2012 г. в размере 27,4 млрд р. Вполне вероятно, что показывать такую прибыль АВТОВАЗ был вынужден для того, чтобы обеспечить своим основным акционерам дивиденды, потратить которые можно на выкуп акций АВТОВАЗа дополнительного выпуска. Но из «виртуальной» прибыли АВТОВАЗу, скорее всего, придется заплатить вполне реальный налог на прибыль в размере примерно 5 млрд р.

На 1 октября курс обыкновенных акций ОАО «АВТОВАЗ» на ММВБ составлял 15,8 р. за акцию. В течение месяца наблюдалось существенное падение в цене. 1 ноября акции АВТОВАЗа торговались по цене уже 13,35 за шт. Таким образом, снижение по итогам октября составило около 15%. Всего с начала года АВТОВАЗ потерял в капитализации около 35%. В денежном выражении это около 13 млрд р.

Весьма показательно, что с начала года и до начала октября стоимость вазовских акций снижалась менее стремительно, чем в начале IV кв. Интенсивное падение, если судить по данным торгов, произошло в течение октября. И это притом, что именно в этом месяце АВТОВАЗ раскрыл отчетность по МСФО по итогам шести месяцев 2012 г. «По результатам шести месяцев 2012 г. Группа «АВТОВАЗ» получила положительный финансовый результат: чистая прибыль Группы составила 27,4 млрд р.», — сообщил пресс-центр АВТОВАЗа, который входит в зону ответственности директора по внешним связям ОАО «АВТОВАЗ» Игоря Буренкова.

Подобного рода рекордные показатели по прибыли стали возможны благодаря переоценке займа от ГК «Ростехнологии» в размере 75 млрд р. «В первом полугодии 2012 г. подписаны дополнительные соглашения к договорам займа с ГК «Ростехнологии» о продлении сроков погашения до 2032 г.

Изменения в условиях займов учтены как погашение первоначальных финансовых обязательств и отражение новых по справедливой стоимости с использованием текущей рыночной ставки в размере 12,6%», — сообщил пресс-центр АВТОВАЗа. Проще говоря, на АВТОВАЗе подсчитали, что если бы они заняли не у Ростехнологии без процентов, а на свободном рынке по 12,6% годовых, то им пришлось бы нести затраты на оплату процентов. А раз они не несут затрат, значит якобы получают прибыль. Иначе чем виртуальной такую прибыль назвать сложно.

Как показали данные биржевых торгов, рынок отреагировал на подобного рода подсчеты, скорее всего, не так, как надеялись на АВТОВАЗе. Падение стоимости акций АВТОВАЗа в течение октября, как говорилось выше, составило 15%. При этом прямой конкурент АВТОВАЗа — ОАО «Соллерс» — за этот же период зафиксировал увеличение капитализации. В течение октября акции «Соллерса» подорожали на 12%.

Не стоит забывать, что компания, показывая прибыль по итогам III кв., обязана будет оплатить налог на прибыль, действующая ставка которого — 20%. Судя по показателям АВТОВАЗа, по итогам года размер налога на прибыль может составить около 5 млрд р. Не исключено, что ввиду обязанности организаций в течение года уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль, АВТОВАЗу придется начать уплачивать часть из этих 5 млрд р. уже в начале 2012 г. Если все так и произойдет, то получается, что на АВТОВАЗе сумели сформировать прибыль, которую иначе как виртуальной назвать сложно, зато в качестве налога придется оплатить «живые» 5 млрд р. Хотя не стоит исключать, что по итогам года компания найдет как снизить рекордные показатели прибыли.

Вряд ли на АВТОВАЗе, президентом которого является Игорь Комаров, не догадываются о том, что компании придется оплатить налог в размере 5 млрд р. Поэтому стоит предположить, что у основных владельцев АВТОВАЗа были какие-то особые причины показать столь внушительную прибыль по итогам III кв.

Если учесть, что из прибыли должны быть выплачены дивиденды, то можно сделать вывод о том, что в данном случае их размер также будет внушительным. С учетом того что основная часть акций АВТОВАЗа сконцентрирована у трех основных акционеров — ГК «Ростехнологии», Группы «Тройка Диалог» и Renault, становится очевидным, что основными получателями дивидендов будут именно мажоритарные акционеры АВТОВАЗа.

Получение дивидендов для основных акционеров может быть актуальным в свете необходимости оплаты акций дополнительного выпуска АВТОВАЗа.

Еще в июле 2010 г. член совета директоров АВТОВАЗа Игорь Завьялов по этому поводу заявлял: «С ноября 2011 г. по ноябрь 2012 г. вклады основных акционеров составят: Ростехнологии — эквивалент примерно EUR 400 млн, Renault — EUR 126 млн. По итогам эмиссии доля Renault составит 25%, доля Ростехнологии увеличится до 36,5% от уставного капитала и 44% от обыкновенных акций» (см. «Хронограф» №26 (335) от 19.07.10). Кроме того, альянсу Renault-Nissan, который планирует увеличить долю участия в АВТОВАЗе до 50%, необходимо найти средства для оплаты этой покупки.

С учетом того, что ранее руководители Renault неоднократно заявляли о том, что свой вклад в АВТОВАЗ они будут вносить имуществом — технологиями, некими ноу-хау и т. д., вряд ли для очередного увеличения пакета акций АВТОВАЗа французско-японский альянс перейдет на денежный расчет. Получение рекордных «виртуальных» дивидендов от «виртуальной» прибыли в данном случае удобно будет потратить на акции, которые опять же иначе как «виртуальные» назвать сложно. Но открытый рынок дает вполне адекватную оценку всему происходящему на АВТОВАЗе.