Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (437) | 6 ноября 2012г.
 

«Югория» в действии

Слухи о неустойчивости страховой компании оказались сильно преувеличены

Егор Кошеров

В начале октября шум в федеральных СМИ вокруг продажи ОАО «Государственная страховая компания «Югория» стих в связи с решением собственника компании — правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры — отменить приватизацию компании. Параллельно сошли на нет разговоры о недостаточности капитала и подозрительной убыточности данного страховщика. Пакет мер, предпринятых губернатором ХМАО-Югры Натальей КОМАРОВОЙ, позволил «Югории» уверенно смотреть в будущее. Самым же приятным фактом для клиентов компании, в т. ч. работающих с ее самарским филиалом, является динамика изменения страховых выплат.

Суета вокруг «Югории» началась после включения госкомпании в перечень имущества, подлежащего приватизации в 2012 г. Единственным акционером страховщика является окружной департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры, но в случае проведения сделки купли-продажи значительный пакет акций «Югории», вплоть до контрольного, мог перейти к одному из частных инвесторов, входящих в ТОР-20 российских страховщиков.

Следует заметить, что сама по себе продажа части акций «Югории» вряд ли оказала бы влияние на занимаемое ею положение на рынке. А вот продажа, которую предваряли попытки со стороны потенциальных покупателей сбить цену пакета, могла негативно отразиться на имидже компании и в итоге сделать ее страховым придатком других федеральных игроков. Подобные намерения, судя по информационным вбросам, длившимся около полугода, у претендентов на «Югорию» имелись и преследовали цель не только добиться существенного дисконта при совершении сделки, но и, возможно, провести ребрендинг актива после его приобретения с изменением фирменных принципов «Югории» в отношениях с клиентами. По сути, речь могла идти о банальной ликвидации конкурента с переходом его страхового портфеля и занимаемой доли на рынке страховых услуг к заказчику информационной атаки.

Однако правительство ХМАО-Югры во главе с губернатором округа Натальей Комаровой вовремя разгадало замысел организаторов «недооценки» «Югории» и, проанализировав происходящие в компании и вокруг нее процессы, в середине сентября 2012 г. приняло соответствующие меры. Во-первых, была отменена приватизация актива — по крайней мере в ближайшие два года «Югория» останется стопроцентной собственностью ХМАО-Югры. Во-вторых, принято решение об увеличении активов и докапитализации «Югории».

Стоимость активов поднимется на 1,387 млрд р., а уставный капитал акционерного общества будет увеличен на 395 млн р. — до отметки в 2,23 млрд р. путем размещения дополнительных акций по номинальной цене 1 тыс. р. Цена одной ценной бумаги с учетом отчета о рыночной стоимости составит уже 2,84 тыс. р. Таким образом, рыночная капитализация «Югории» возрастет более чем на 1 млрд р. Допэмиссия пройдет по закрытой подписке в пользу единственного акционера до 31 марта 2013 г. Это позволит «Югории» выполнить требования Минфина РФ и ФСФР России к размеру маржи платежеспособности страховой компании.

Параллельно правительство ХМАО-Югры заверило о наличии необходимых ресурсов, для того чтобы «Югория» со стопроцентными гарантиями продолжило выполнять функции страховщика и оставаться на лидирующих позициях на рынке. Новому генеральному директору компании Алексею Охлопкову, утвержденному в конце сентября, и представителям ХМАО-Югры в ее совете директоров было поручено до 10 октября разработать долгосрочную стратегию развития «Югории», включающую в т. ч. план по выходу в прибыль. Стратегия должна быть рыночной и строиться на работе с конкретными сегментами для достижения максимального финансового результата.

Необходимо отметить, что стратегия не подразумевает извлечения выгоды из минимизации страховых выплат, хотя такое впечатление могло бы создаться исходя из официальной отчетности компании. Действительно, чистый убыток «Югории» по итогам 2011 г. превысил 306 млн р. Подобный результат, как правило, заставляет компанию экономить за счет снижения выплат по страховым случаям. Однако такой тренд в деятельности «Югории» исключен. Это следует из распределения доходов и расходов страховщика в последние несколько лет. Перевыполняя план как по объему собранных страховых премий (примерно на 5-6%), так и по общему размеру страховых выплат (в среднем на 15-20%), компания ушла в убыток во многом из-за ответственности перед клиентами в виде неукоснительного исполнения обязательств по ряду форсмажорных страховых случаев.

Один из таких случаев по линии страхования АПК, как следует из годового отчета «Югории» за 2011  г., связан с аномальными условиями засухи летом 2010 г. Темп роста страховых выплат в 2011 г. составил почти 25% к уровню 2010 г. Затраты на выплаты были обеспечены приростом страховых премий по линии имущества (+52% к плану на 2011 г.) и КАСКО (+15%). Это позволило по факту выплатить клиентам почти на 1 млрд р. больше от плана. Поэтому опасаться урезания расходов на исполнение обязательств, особенно с учетом гарантий, данных правительством ХМАО-Югры, по итогам 2012  г. и в плановом периоде 2013-2014 гг. не стоит.

Другое дело, что пересмотру могут подвергнуть общехозяйственные расходы «Югории», которые в 2011 г. оказались на 236 млн р. больше запланированных. В сентябре 2012 г. Наталья Комарова уже потребовала от ревизионной комиссии общества провести проверку его финансово-хозяйственной деятельности за 2010-2012 гг. с привлечением независимых экспертов в целях выявления и оценки причин, действий и решений руководства компании, повлекших отрицательный финансовый результат за указанные периоды. По всей видимости, план выхода в прибыль будет, прежде всего, строиться на сокращении представительских и прочих корпоративных расходов.

Работа самарского филиала «Югории», следующего генеральной линии головной компании, также не претерпит изменений в плане снижения ответственности перед клиентами, которая остается главным приоритетом. Сейчас филиал стабильно развивается, расширяет страховой портфель и вместе с увеличением объема собранных страховых премий перевыполняет план по страховым выплатам.

Комментарии

Алексей ОХЛОПКОВ, генеральный директор ОАО «ГСК «Югория»

- Наша основная задача — получение прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности. Есть планы и механизмы, позволяющие это сделать в сроки, обусловленные собственником компании. Есть финансовые и кадровые ресурсы, благодаря которым «Югория» не только сохранит, но и укрепит свои позиции на страховом рынке России. И, конечно, компания, как и прежде, будет неукоснительно и в полном объеме выполнять свои обязательства перед клиентами.