Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (437) | 6 ноября 2012г.
 

Жертва субсидий

С Приволжскнефтепровода требуют 100 миллионов налога на прибыль

Иван Григорьев

26 октября ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы» (ПМН) удалось оспорить решение Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской обл. (МИФНС) о доначислении обществу свыше 100 млн р. налога на прибыль и пени в сумме 14 млн р. в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде (11 ААС). Налоговики считают, что субсидии, полученные ПМН в 2008 г. из областного бюджета, не были включены им в состав внереализационных доходов, что привело к снижению налоговой базы. Параллельно ПМН надеется решить имущественный вопрос, связанный с приобретением в собственность своего бывшего офиса.

30 июля 2012 г. Арбитражный суд Самарской обл. отказал ПМН в признании недействительным решения МИФНС №08-42/68 от 28 декабря 2011 г. Решение №08-42/68 о привлечении к ответственности было вынесено по результатам выездной налоговой проверки ПМН по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2009 г.

По итогам проверки налоговики предложили ПМН уплатить доначисленный налог на прибыль в сумме 100,2 млн р. и пени по этому же налогу в сумме 14 млн р. Основанием для доначисления ПМН налогов послужил вывод инспекции о том, что полученные обществом в июле 2008 г. из областного бюджета субсидии на возмещение затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию основных средств в размере 501 млн р. не были учтены в составе внереализационных доходов в соответствии с п. 8 ст. 250 Налогового кодекса (НК) РФ.

Оказалось, что ПМН, определяя статус субсидий, воспользовался ст. 251 НК РФ и посчитал их целевыми поступлениями, которые не учитываются при определении налоговой базы. Однако руководством ПМН не было принято во внимание, что ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень случаев, к которым применима норма о неучете доходов в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

К таковым закон относит случаи целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступивших безвозмездно от других организаций или физических лиц. ПМН же деньги были предоставлены за счет средств областного бюджета в виде специальных субсидий юридическим лицам, занятым в производстве (реализации) товаров, работ или услуг по транспортировке нефти, в целях возмещения затрат на транспортировку.

Суд пришел к выводу, что полученные предприятием бюджетные средства не могли рассматриваться в качестве целевого финансирования в смысле ст. 251 НК РФ и должны были быть включены в состав внереализационных доходов, определяемых в соответствии со ст. 250 НК РФ. В пользу этого свидетельствует судебная практика, согласно которой бюджетные средства, являющиеся частью экономической выгоды, полученной предприятием от своей деятельности, подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В противном случае у предприятия возникает необоснованная налоговая выгода.

Не согласившись с решением суда, ПМН подал апелляционную жалобу в 11 ААС, по результатам рассмотрения которой 26 октября доначисление налогов было отменено.

В частности, 11 ААС счел ошибочным вывод о том, что полученная заявителем субсидия не может быть отнесена к целевым поступлениям, предусмотренным п. 2 ст. 251 НК РФ. «Ст. 251 НК РФ предусматривает случаи исключения из налоговой базы целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Между тем указанной нормой законодательства возможность ее применения не ставится в зависимость от организационно-правовой формы лица, получившего целевые поступления из бюджета», — разъяснил 11 ААС. Данная логика весьма удобна для ПМН, однако не устраивает МИФНС, которая готовит кассационную жалобу.

Характерно, что выплата 114 млн р. в бюджет не является для транспортировщика нефти сверхпроблемой.

Особенно если учитывать финансовые результаты 2008 г., в котором произошел спорный учет субсидий. Выручка общества в 2008 г. составила рекордное значение — 63,86 млрд р. Рекордной была также и прибыль — 40,84 млрд р. (почти 2/3 от выручки). Показывая такую прибыль, ПМН, по всей видимости, намеревался исполнить свои обязательства перед бюджетом в полном объеме.

Результаты последующих лет оказались гораздо скромнее. В 2009 г. выручка ПМН составила всего 18,44 млрд р., в 2010 г. -20,41 млрд р., в 2011 г. — 26,68 млрд р. Чистая прибыль при этом изменялась так: 892 млн р., 1,64 млрд р. и 5,27 млрд р. Принимая во внимание соотношение «прибыль/выручка» в 2008 г., можно предположить, что данный показатель на протяжении 2009-2011 гг. мог быть и больше. Причины падения соотношения, вероятно, состояли в т. ч. в некорректном определении налоговой базы по налогу на прибыль. Не исключено, что при проверке доходов и расходов компании в этих периодах у налоговиков опять возникнут сомнения в правомерности возможного учета бюджетных субсидий в составе целевых поступлений.

Любопытно, что параллельно с уходом от претензий МИФНС ПМН старается решить имущественный вопрос, связанный с приобретением в собственность недвижимости. Речь о нежилом здании общей площадью 908,1 кв. м, расположенном по адресу г. Самара, ул. Фрунзе, д. 177, литера АА1А2а. В этом здании, находящемся у ПМН в долгосрочной аренде, располагался старый офис общества до его переезда на ул. Ленинскую, 100. Помимо здания ПМН планирует оформить в собственность и земельный участок под ним. По обоим вопросам ожидаются расходы. Отчуждению здания в историческом центре города, похоже, сопротивляется департамент управления имуществом г. о. Самара, с иском к которому ПМН обратился в суд.

Что касается выкупа земли, то он с 1 июля 2012 г. после вступления в силу поправок в Земельный кодекс РФ происходит только за 100% кадастровой стоимости.