Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (431) | 24 сентября 2012г.
 

Трудности перевода

Передача муниципального имущества в аренду «Самарским коммунальным системам» вызвала много вопросов

Егор Кошеров

13 сентября арендатор водопроводно- канализационного хозяйства (ВКХ) Самары в лице ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС) пытался объяснить городским депутатам принципы и условия работы по договору, подписанному с МП «Самараводоканал» (СВК). Выяснилось, что соглашения о замене стороны — поставщика услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод подписаны не со всеми управляющими жилфондом компаниями. Кроме того, не раскрываются механизмы контроля над достижением СКС показателей качества работы и способы привлечения средств на инвестпрограмму. Любопытно, что договор аренды составлен так, что СКС может избежать ответственности в случае возникновения к нему претензий по срокам и результату.

Информация о ходе передачи имущества из хозяйственного ведения СВК в аренду СКС была заслушана на комитете по вопросам строительства, имущественным и земельным отношениям Думы г. о. Самара (ДГОС). Впервые с момента победы СКС в конкурсе на право аренды имущественного комплекса СВК потенциальному инвестору было задано много неудобных вопросов. Любопытно, что отвечал на них не генеральный директор СКС Иван Ефанов (на фото), а директор СВК Дмитрий Астраханцев, вся деятельность которого в ближайшем будущем может свестись к получению от СКС ренты и истребованию остающейся за контрагентами СВК дебиторской задолженности.

Характерно, что МП, оставшись без имущества, может растерять свою экономическую привлекательность. Если чистая прибыль СВК по итогам 2010 г. приблизилась к 170 млн р., то в прошлом году ее значение едва превысило 11 млн р. Достижение прибыли в следующем году, если предприятие не будет вести производственной деятельности, под большим вопросом. Соответственно, перспективы перечисления части прибыли в муниципальный бюджет весьма туманны. Учитывая, что арендные платежи в размере 103 млн р. будут поступать не собственнику имущества в лице муниципалитета, а имеющему, возможно, сомнительные права в качестве стороны по договору аренды СВК, можно предположить, что до бюджета эти деньги также не дойдут.

В преддверии отопительного сезона депутатов интересовало, как обстоит дело с подписанием дополнительных соглашений к договорам на поставку услуг с управляющими компаниями. Результатом трехсторонних соглашений между СВК, СКС и каждой из УК должна стать замена стороны-поставщика в действующем договоре с МП на арендатора ВКХ.

«Первоначально этот процесс шел туго, сейчас после определенных переговоров он ускорился, и на сегодня порядка 80% от общего количества договоров переведено на СКС», — пояснил Астраханцев. По мнению наблюдателей, задержки с заменой стороны были вызваны позицией управляющих компаний, с подозрением отнесшихся к некоторым деталям договора аренды имущества, заключенного между СКС и СВК. Опрос представителей крупных самарских УК показал, что часть допсоглашений была подписана только в начале сентября, а другая часть пока находится на подписи у директоров компаний. Это может говорить об уровне доверия к новому поставщику, который пока не ведет производственной деятельности.

Исходя из условий конкурса, показателем качества работы СКС должно стать снижение аварийности системы водоснабжения на 15%, а количества засоров в системе водоотведения — на 40%. По мнению депутата ДГОС Сергея Алехина, механизм подсчета и контроля этих показателей не слишком прозрачен, а потому у СКС есть возможность отклониться от выполнения обязательств по договору. Астраханцев предпочел сослаться «на переходный период», в течение которого услуги водоснабжения и водоотведения продолжает поставлять СВК, и отсутствие у СКС необходимого для полноправной работы пакета разрешительной документации. В итоге арендатору предложили представить регламентированную форму отчетности об изменении качественных характеристик используемого имущества и ответственных за мониторинг и проверку этих сведений сразу после 1 января, когда СКС должно официально приступить к эксплуатации и техническому обслуживанию сетей и оборудования ВКХ. Сомнения у депутатов возникли и по поводу заявленной Астраханцевым суммы инвестиций в 5 млрд р., которую надо не только привлечь, но и успеть освоить за три года — до 1 января 2016 г. Оказалось, что в СВК и СКС пока не готовы назвать источники финансирования инвестпрограммы. Здесь уместно вспомнить опыт близкого СКС оператора -ООО «Волжские коммунальные системы» (ВоКС), — взявшего в аренду сети водоснабжения и водоотведения в двух районах Тольятти.

Впоследствии ВоКС потребовал включить инвестнадбавку в тариф для населения, вопреки своим первоначальным планам вложить в модернизацию собственные и заемные средства. Теперь подобного развития событий можно ожидать и в Самаре.

Внимание было обращено и на те детали договора аренды, которые, возможно, не понравились многим УК. Из смысла ряда формулировок следует, что ответственность за неисполнение условий договора в виде его расторжения наступит для СКС только в случае, если в этом неисполнении будет доказан умысел. Другими словами, вероятное несоблюдение показателей качества работ либо отсутствие средств на реализацию инвестпрограммы можно будет прикрыть отсутствием на то умысла и объективными обстоятельствами, с которыми вдруг столкнулись СКС. Учитывая, что большинство возможных претензий к арендатору будет рассматриваться в арбитражном суде, при оценке шансов истцов нелишне вспомнить, что Иван Ефанов приходится сыном председателю Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Александру Ефанову. Этим можно объяснить спокойствие Ефанова и то, что за него на вопросы отвечал Астраханцев.По итогам дискуссии, прошедшей в ДГОС, напрашивается вывод, что единственный результат деятельности СКС, в достижении которого пока есть твердая уверенность, состоит в получении обществом прибыли от использования муниципального имущества.

Комментарии

Сергей АЛЕХИН, председатель комитета по строительству, имущественным и земельным отношениям ДГОС

- Из текста договора у меня улыбку вызвала следующая формулировка: слово «умышленно» фигурирует во всех обязательствах арендатора. Т. е. арендодатель вправе наказать и потребовать с нерадивого арендатора в случае «умышленного» непроведения капремонта, «умышленного» непроведения текущего ремонта, «умышленного» отсутствия реконструкции. У меня слово «умышленно» ассоциируется с уголовным законодательством. К сожалению, уголовное законодательство очень часто буксует в судах из-за проблем сложнодоказуемости умысла как необходимой части состава преступления. В данном случае, на мой взгляд, слово «умышленно» в принципе недоказуемо, и в этой правовой казуистике шансы расторгнуть договор или наказать арендатора у арендодателя отсутствуют.