Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (149) | 25 сентября 2006г.
 

Особенности национальных проектов

На Территории Тольятти

Георгий Кизельгур

Реализация национальных проектов на местах стала демонстрацией умения властей находить механизмы для запуска и решения поставленных задач с учетом особенностей территории. Тольятти относится к тем городам, где власти во многом предвосхитили новые веяния местными наработками и программами. Сегодня стало понятно, что именно работа на местах способна компенсировать проблемы, возникающие при реализации федеральных программ.

Проблемы застройки

Строительство в Тольятти достаточно активно велось и до объявления президентом РФ Владимиром Путиным национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». На сегодня к освоению в Тольятти готово порядка 1,2 млн. кв. м. Работа по этим площадям идет по нескольким направлениям. Например, микрорайон (мкр) «Северный», предназначенный для многоэтажной и малоэтажной застройки, Тольятти предоставил в бессрочное пользование министерству строительства и ЖКХ Самарской области. На ряде других участков застройщики уже определены.

Примечательно, что область в застройке на Жигулевском Море будет участвовать только в части инженерной инфраструктуры. Работа там ведется по линии подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище». Губерния выдает гарантии под выделяемые по нацпроекту средства. Остальное же будет делом частных инвесторов. Аукционы по продаже земельных участков должны пройти уже 12 октября 2006 г.

Следует подчеркнуть, что, выступая перед журналистами в Москве на семинаре «Перекресток национальных проектов», председатель Комитета Совета Федерации РФ по делам Федерации и региональной политике Рафгат Алтынбаев обращал внимание на то, что сегодня руководство страны ставит задачу перехода на местах от точечной застройки к застройке микрорайонами. При этом остается проблемой выстраивание механизма, при котором частный инвестор приходил бы на землю с подготовленной инженерной инфраструктурой. В Тольятти над этой проблемой начали работать еще в 2000 г. Сегодня в городе комплексная застройка стала уже нормой.

Однако высокие темпы строительства способны породить проблемы другого рода. Сложности могут возникнуть из-за ограниченных возможностей предприятий стройиндустрии. В настоящее время на территории Тольятти фактический выпуск строительных материалов составляет от требуемого на ближайшую перспективу по сборному железобетону — 35-40%, по производству кирпича — 63%. Большая часть стройматериалов покупается в Самаре, Ульяновской области и в близлежащих регионах. При ожидаемом увеличении объемов строительства в два раза обеспеченность материалами упадет до 25%.

Тем не менее потенциал у города в реализации нацпроекта «Доступное жилье» огромный. При условии освоения новых площадок общий объем жилищного строительства к 2010 г. достигнет 2,1 млн. кв. м. Речь идет о застройке набережной Автозаводского района, кварталов «Треугольник» и «Калина» Автозаводского района, кварталов 14а Автозаводского района и 71 Центрального района, б-ра Ленина и ул. Баныкина Центрального района, мкр «Северный» Комсомольского района. В любом случае даже с учетом увеличения строительства жилья и перечисленных выше проблем город обеспечен земельными участками на ближайшие 2-2,5 года.

При этом не следует забывать, что объемы фактического ввода жилья в эксплуатацию в Тольятти были стабильны на протяжении последних четырех лет. Среднегодовой показатель держался на уровне 300 тыс. кв. м. При успешной реализации задач, поставленных президентом РФ, к 2010 г. он достигнет 591 тыс. кв. м. Это позволит увеличить в 1,2 раза среднюю обеспеченность жильем населения города и довести ее до 22,6 кв. м на человека.

Для сравнения можно напомнить, что в ФЦП «Жилище» поставлена цель повысить с 2004 по 2010 гг. этот показатель с 20 кв. м на человека до 21,7 кв. м.

Здоровье для каждого

В национальном проекте «Здравоохранение» первоочередной задачей является развитие первичной медицинской помощи. Для этого проходит подготовка и переподготовка кадров участковой службы и повышение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «Скорой помощи». Механизм прохождения денежных средств на оплату труда достаточно прост и исключает их прохождение через мэрию и департамент здравоохранения Тольятти. Составляется регистр врачей, который должен ежемесячно обновляться, и направляется в фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). Там формируется необходимая сумма. Денежные средства напрямую приходят в медицинские учреждения через областной бюджет из федерального. С начала 2006 г. на повышение заработной платы работникам медучреждений из федерального бюджета было перечислено 6,8 млн. р.

По словам начальника лечебно-профилактического управления департамента здравоохранения городского округа Тольятти Владимира Домничева, сейчас комплектация на терапевтических участках улучшилась в среднем на 3-7%. Комплектация врачей первичного звена составляет 70% от штатного расписания. Такое увеличение произошло из-за перехода с более высоких должностей -заведующих отделениями и старших сестер. Именно они оказались отрезанными от государственных доплат. Хотя некоторые поликлиники доплачивают им из собственных средств. С начала года участки приведены в соответствие с нормативами.

Наряду с терапевтом и педиатром в рамках нацпроекта появились врач общей практики и семейный врач. Врач общей практики принимает взрослых и детей от 15 до 18 лет. Тем не менее семейных врачей, которые бы вели всю семью, в Тольятти пока нет. Однако вряд ли это можно считать упущением. Обозреватель газеты «Известия» Татьяна Батенева на упомянутом выше семинаре «Перекресток национальных проектов» отмечала, что по подготовке семейных врачей Самарская область занимает в стране лидирующие позиции. Таким образом, Тольятти и здесь обеспечен серьезным преимуществом.

В рамках развития первичной медицинской помощи происходит укрепление материально-технической базы поликлиник. Уже составлены заявки на техническое переоснащение, на которое планируется выделить 256,5 млн. р. На сегодня поступило менее 7% от запланированных средств, которые ушли на покупку двух ультразвуковых аппаратов в городскую поликлинику №3. Для службы скорой медицинской помощи дополнительно получено 15 машин, которые в ближайшее время выйдут на линию.

Огромное место в нацпроекте занимает дополнительная диспансеризация населения. В ходе ее нередко выясняется, что пациенты даже не знают о том, что нуждаются в стационаре или что имеют хронические болезни. Впервые в России отделение диспансеризации было открыто в городской поликлинике №3 г.Тольятти.

С 1 апреля началась диспансеризация работников бюджетной сферы в возрасте от 35 до 55 лет. Диспансеризацию прошли уже 7,7 тыс. человек, что составляет примерно 50% от общего числа работников. С 1 октября начнется диспансеризация работающего населения, что составляет около 470 тыс. человек. Также будет проводиться дополнительная диспансеризация лиц, работающих во вредных и опасных условиях производства. В отличие от профилактического осмотра к работе будет привлечен расширенный состав специалистов и проведены дополнительные обследования.

В рамках развития первой медицинской помощи женщинам в период беременности с начала года выдано около 8 тыс. родовых сертификатов. За каждый реализованный сертификат женская консультация и роддом получают соответственно 2 и 5 тыс. р. Всего оплачено 91% предъявленных в ФСС сертификатов.

Существует жесткое распределение средств, поступающих по родовым сертификатам. В поликлинике 60% стоимости сертификата уходит на зарплату врачу и акушеру, 40% -на покупку медицинского оборудования для улучшения этого вида помощи. В стационаре наоборот. Тольяттинские медицинские учреждения неоднократно подвергались проверкам. Однако ни одна проверяющая организация, в числе которых были ФСС, министерства Самарской области и РФ, ОМС, Пенсионный фонд, ревизия Минздрава, не нашли финансовых нарушений. Исключение составили лишь мелкие нарушения, связанные с нецелевым расходованием средств.

Образование начинается с территорий

Самарская область всегда была экспериментальной площадкой в области образования. Поэтому к началу реализации нацпроекта «Образование» Самарская область оказалась в числе регионов, наиболее подготовленных к внедрению инновационных государственных программ.

Еще в 2001 г. губерния вступила в эксперимент по созданию образовательных округов. Сегодня благодаря очевидным плюсам подобной системы начатый эксперимент получил статус федерального и применяется во многих регионах страны. Самарская область разделена на 13 территориальных управлений, создание которых позволило сократить структуры управления, исключить дублирование функций между муниципальным и региональным органами. В результате удалось добиться существенной экономии бюджетных средств. Доля расходов на содержание сотрудников аппарата управления по отношению к расходам на зарплату подведомственных работников значительно сократилась.

Наряду с департаментом образования мэрии Тольятти в начале следующего года будет создано управление министерства образования и науки Самарской области. Однако функции двух учреждений пересекаться не будут. Управления займутся проблемами профессионального образования, сиротскими домами и интернатами, будут следить за целевым использованием областных средств, выполнением лицензионных требований и норм.

В рамках нацпроекта 11 общеобразовательных учреждений города стали победителями конкурса на грантовую поддержку из федерального бюджета (МОУ № 9, 14, 19, 35, 39, 48, 57, 59, 77, 89, 92). С начала года введены доплаты за классное руководство. При этом сохраняются доплаты и выплаты педагогам из муниципального бюджета.

Реализация приоритетного национального проекта осуществляется при активном участии муниципалитета. Бюджетные средства регулярно выделяются на мероприятия по повышению качества образования. Так, на «развитие интеллектуального и творческого потенциала, поощрение лучших учащихся Тольятти» из городского бюджета было выделено более 300 тыс. р., на «поощрение педагогов» — 377 тыс. р., на грантовую поддержку педагогов — более 1 млн. р., на выплату классным руководителям — более 13 млн. р., на «стимулирование общеобразовательных учреждений, активно реализующих инновационные программы» — около 10 млн. р.

При оценке работы по национальным проектам нельзя не учитывать того, что Самарская область является благополучным регионом, а Тольятти — ее промышленным центром.

Пример Тольятти ярко демонстрирует, что стремление административных структур использовать накопленный потенциал для развития территории обеспечивает максимальную эффективность в реализации общероссийских задач. Только при таком подходе национальные проекты начинают получать реальное воплощение.