Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (149) | 25 сентября 2006г.
 

АВТОВАЗ оградили от Джи Эм-АВТОВАЗ

«Секрет Каданникова» перешел под контроль правительства РФ

Павел Соколов

15 сентября на ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» произошли знаковые изменения в составе совета директоров. ОАО «АВТОВАЗ» в очередной раз поменял в нем состав своих представителей, усилив в совете директоров СП позиции правительства РФ. При этом присутствие в совете директоров менеджеров АВТОВАЗа сократилось до минимума. Данный факт свидетельствует, что работа, проведенная Игорем ЕСИПОВСКИМ в должности генерального директора ОАО «АВТОВАЗ» по выявлению причин, объемов и направлений перераспределения средств, получаемых в результате убыточного участия АВТОВАЗа в бизнесе Джи Эм-АВТОВАЗ, не прошла зря. Судя по всему, все осталось по-прежнему, за исключением конечного получателя выгоды от работы выстроенной в свое время Владимиром КАДАННИКОВЫМ схемы взаимодействия АВТОВАЗа с Джи Эм-АВТОВАЗ.

Взаимоотношения АВТОВАЗа с Джи Эм-АВТОВАЗ всегда выстраивались в двух плоскостях. Одну можно охарактеризовать как официальную. О четких параметрах существования другой стороны взаимоотношений известно лишь узкому кругу посвященных лиц.

Одним из самых громких публичных дел бывшего генерального директора ОАО «АВТОВАЗ» Игоря Есиповского стал скандал по поводу выявленных фактов убыточности поставок АВТОВАЗом автокомплектов на конвейер Джи Эм-АВТОВАЗ (см. «Хронограф» №3 (122) от 06.02.06). Суть его претензий сводилась к тому, что АВТОВАЗ вынужден был поставлять на СП автокомплекты по цене ниже их себестоимости примерно на 15%. Источник «Хронографа» отмечал, что ОАО «АВТОВАЗ» в соответствии с договорными обязательствами поставлял на сборочный конвейер ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» автокомплект по цене близкой $3000. Хотя себестоимость комплекта, по его сведениям, составляла около $3380 (см. «Хронограф» №19 (138) от 05.06.06). К моменту окончания 2005 г. было собрано и реализовано почти 140 тыс. автомобилей Chevrolet Niva. Таким образом, потери АВТОВАЗа за три года участия в СП могли достигать $53 млн.

Между тем обнаружение столь малого расхождения в ценах для Есиповского было задачей не из простых. АВТОВАЗ отличается многономенклатурностью производства. В рамках одного юрлица здесь объединено как сборочное производство, так и изготовление комплектующих. Методика разнесения материально-хозяйственных расходов на всю продукцию предприятия в процессе расчета прибыли по нему в целом дает возможность варьировать себестоимость отдельного узла в определенном диапазоне цен. Не исключено, что изначальная себестоимость поставляемых на Джи Эм-АВТОВАЗ автокомплектов была рассчитана именно с учетом разнесения материально-хозяйственных затрат на другой номенклатурный ряд продукции АВТОВАЗа. Для того чтобы выявить данный факт, новому руководству АВТОВАЗа требовалась не только вся финансово-бухгалтерская документация как со одной стороны, так и с другой, но также информация о самом факте существования подобного принципа формирования себестоимости. Введение 31 января 2006 г. Есиповского в совет директоров СП в качестве председателя способствовало сбору информации. Общение с Владимиром Каданниковым и его ближайшим окружением позволило представителям Рособоронэкспорта понять, что этим заниматься нужно.

Мощный прессинг руководства АВТОВАЗа на своего партнера по СП по поводу увеличения цены поставки автокомплектов закончился в середине весны так же стремительно, как и начался. Однако уже 29 мая, во время годового собрания акционеров ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ», Есиповский не только лишился поста председателя совета директоров компании, но и вовсе был выведен из него. О том, что был произведен пересмотр цены поставки в пользу АВТОВАЗа, говорить не приходится. Более того, изменения, произошедшие 15 сентября в составе совета директоров ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ», среди вазовских представителей можно считать знаковыми по причине того, что присутствие менеджмента АВТОВАЗа в нем сократилось до минимума.

Сейчас в него входят: член совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Виктор Баунов, он же председатель совета директоров СП начиная с 29 мая, член совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владислав Капустин (был введен 15 сентября вместо и.о. гендиректора ОАО «АВТОВАЗ» Максима Нагайцева) и руководитель дирекции по стратегическому планированию ОАО «АВТОВАЗ» Ирина Баклашова (была введена 15 сентября вместо заместителя гендиректора ОАО «АВТОВАЗ» по финансам и экономике Ильи Губина). Из всех троих лишь только для Баклашовой АВТОВАЗ является основным местом работы. Виктор Баунов — генеральный директор ОАО «AVVA», Владислав Капустин -начальник управления гражданских отраслей Федерального агентства по промышленности (Роспром). Данные перестановки могут косвенно свидетельствовать о том, что контроль над «секретом Каданникова» перешел к проправительственным структурам.

Помимо нового состава совета директоров, акционеры ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» утвердили объем выплаты дивидендов от прибыли, полученной предприятием в первом полугодии 2006 г. На долю ОАО «АВТОВАЗ» (контролирует 47,62% ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ»), по словам Капустина, из общего объема выплат придется более 140 млн. р. Он считает это очень хорошим результатом. Генеральный директор ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» Ричард Свандо заявил, что совет директоров, состоявшийся сразу по окончании внеочередного собрания акционеров, рассмотрел вопросы перспектив развития завода в 2007 г. При этом отметил, что говорить о каких-либо деталях можно будет не ранее чем через две недели. К этому моменту на АВТОВАЗе будет избран новый совет директоров, который, по всей видимости, возглавит гендиректор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемизов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий