Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (149) | 25 сентября 2006г.
 

Трое из Волгопромгаза

Региональные энергомонополисты ставят под угрозу реализацию нацпроекта

Павел Соколов, Татьяна Гузаева

19 сентября на расширенном заседании правительства Самарской области министр финансов Павел ИВАНОВ озвучил основные параметры бюджета губернии на 2007 г. В нем, так же как и в бюджете 2006 г., запланирован крайне низкий объем средств, которые область могла бы получить в виде трансфертов из федерального бюджета по линии исполнения подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» целевой программы «Жилище». Хроническое недофинансирование данного направления создает основную угрозу реализации национального проекта «Доступное жилье» в таких густонаселенных центрах, как Тольятти и Самара. Выходцы из самарской АДС «Волгопромгаз» — член правления РАО «ЕЭС России» Владимир АВЕТИСЯН, вице-спикер Самарской губернской думы (СГД) Олег ДЬЯЧЕНКО и Павел Иванов — могли сделать многое для увеличения объемов финансирования модернизации коммунальной инфраструктуры крупных городов Самарской области. Однако это противоречило бы интересам бизнеса, из которого все они вышли.

Ненужные деньги

Своим появлением в 2006 г. самарская областная целевая программа (ОЦП) «Жилище» в первую очередь обязана тому, что аналогичная федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» стала опорной программой реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Начиная с 2006 г. в рамках региональной подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» владельцы сетей и прочих объектов коммунальной инфраструктуры получили возможность их реставрации за счет средств федерального бюджета. Хотя такую возможность федеральный центр предоставлял с 2002 г., с того момента как началась реализация ФЦП «Жилище». Ее первый этап завершился по окончании 2005 г. Этот этап включал в себя подпрограмму «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации». Одной из задач подпрограммы было внедрение энергоресурсосберегающих технологий в ходе модернизации коммунальной инфраструктуры городов. Это позволило бы не только разгрузить источники энергоресурсов для их последующей дозагрузки в процессе ввода в эксплуатацию нового жилфонда в рамках национального проекта «Доступное жилье», но также снизить в объеме жилищно-коммунальных платежей населения долю коммунальных, перераспределив ее в фонд содержания жилья. Однако вплоть до 2005 г. такого национального проекта не существовало, и мало кто на местах прогнозировал его появление. Сокращать же долю коммунальных платежей населения было не в интересах ресурсопоставляющих организаций. Ситуация доходила до абсурда. Энергетики не были заинтересованы в снижении потерь на транспортировке, так как потери закладывались в основу тарифа. Стимулировать внедрение систем учета потребления энергоресурсов также противоречило интересам их бизнеса. Расчеты с населением по нормативам потребления дают поставщикам возможность безболезненно для своего бизнеса списывать собственные потери.

Освоение федеральных средств, предназначенных для модернизации и реформирования коммунально-энергетического комплекса, могло существенно изменить ситуацию. Тем более что, по словам председателя комитета Совета Федерации ФС РФ по делам Федерации и региональной политике Рафгата Алтынбаева, решить проблемы модернизации коммунальной инфраструктуры за счет средств муниципальных бюджетов не под силу даже таким богатым городам, как Тольятти или Самара.

В прошлом Алтынбаев был мэром Набережных Челнов.

Самарская область имеет возможность в 2007 г. претендовать примерно на 2,38 млрд. р. из федерального бюджета. Так как именно такой объем средств заложен в областной бюджет 2007 г. по линии ОЦП «Жилище». Однако на создание условий для строительства новых домов отводится лишь малая часть средств. Так, по подпрограмме «Обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой» в 2007 г. предполагается выделить из областного бюджета 24,4 млн. р., из федерального — 35,1 млн. р. (в 2006 г. — соответственно 94 и 24,4 млн. р.). В рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» в 2007 г. из областного бюджета поступит 252,5 млн. р., из федерального -41 млн. р. (в 2006 г. соответственно 725 и 29,4 млн. р.) Примечательно, что даже из этих средств большая часть будет потрачена на обустройство сельских территорий, в то время как именно в крупных городах региона наблюдается острый дефицит коммунальных мощностей. Причем данная картина полностью вписывается в рамки интересов крупных самарских поставщиков энергоресурсов. Ряд фактов говорит о том, что энергетикам удалось убедить самарские региональные власти отказаться от получения средств из федерального бюджета. Они ввели на ключевые посты региональных ветвей власти дружественных себе людей.

Энергетики во власти

В 1999 г. самарская АДС «Волгопромгаз» сумела взять под контроль основную энергетическую структуру Самарской области — ОАО «Самара-энерго». В тот год председатель правления, генеральный директор ЗАО «Волгопромгаз» Владимир Аветисян был назначен генеральным директором ОАО «Самараэнераго». К тому моменту под контролем Волгопромгаза уже находилась крупнейшая в регионе газораспределительная сеть ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК). От сетей СВГК запитывались в том числе и генерирующие объекты Самараэнерго. Карьерный рост занес Аветисяна в члены правления РАО «ЕЭС России». В должности управляющего директора бизнес-единицы №2 РАО «ЕЭС России» руководит сейчас процессами реформирования региональных энергосистем 40 регионов РФ. Бывший заместитель Аветисяна Волгопромгазе, а ныне вице-спикер СГД Олег Дьяченко — фигура более влиятельная, чем можно предположить. На первый взгляд занимаемая им должность не дает ему возможности серьезно воздействовать на решения, принимаемые думой. Тем не менее именно Дьяченко приписывается первая роль во множестве скандалов, связанных с противостоянием между СГД и губернатором Константином Титовым. В частности, речь идет о блокировании создания в областном правительстве министерства нефтегазовой промышленности. При этом сам Дьяченко выбрал для себя в той ситуации роль публичного миротворца. Неоценимо влияние вице-спикера СГД и на гордуму Самары. Депутаты городского парламента перед заседаниями (а иногда и в перерывах заседания, как это было, например, 27 апреля) собираются у Олега Дьяченко.

Как сообщали «Хронографу» в неофициальных беседах сами думцы, вице-спикер СГД дает им «разъяснения» по всем наиболее значимым вопросам. В частности, так было в первых числах июля, после чего депутатское большинство гордумы, вопреки собственным заявлениям, проголосовало за так называемый «народный» вариант устава городского округа Самара. Как позже поясняли депутаты, они пошли на это при условии, что действующий глава Самары Георгий Лиманский не будет участвовать в выборах. Якобы именно это пообещал им Дьяченко. Работа облизбиркома также входит в интересы вице-спикера. 20 июня председатель облизбиркома Федор Садчиков, считавшийся «человеком губернатора», был отстранен от занимаемой должности под предлогом «оптимизации работы избиркома». Своеобразным «рупором» перемен стала член комиссии с правом совещательного голоса Наталья Гоголева. Предложение уволить Садчикова поступило от нее. На должность нового главы облизбиркома президиум политсовета регионального отделения (РО) партии «Единая Россия» (ЕР), также контролируемый Олегом Дьяченко, предложил кандидатуру именно Гоголевой. На экстренном заседании члены президиума единогласно проголосовали за это решение. Таким образом, Олег Дьяченко отвечает за «выборные должности» Самарской области. Более того, весной 2003 г., когда над спикером СГД Виктором Сазоновым нависла угроза снятия с должности, представители «Хронографа» видели его в приемной Аветисяна. После чего Сазонов продолжил возглавлять думу. Сейчас Сазонов еще и секретарь президиума политсовета РО ЕР.

Нынешний министр управления финансов области Павел Иванов тоже поработал генеральным директором ЗАО АДС «Волгопромгаз», но только уже после того, как Аветисян перешел на работу в Самараэнерго.

При таком кадровом составе стоит ли удивляться тому, что «нежелательные» для энергетиков трансферты из федерального бюджета не могли просочиться.

Нацпроект под угрозой

В федеральном бюджете 2007 г. в состав расходов уже внесена сумма примерно 300 млрд. р. для осуществления межбюджетных трансфертов по линии реализации проектов ФЦП «Жилье». Самарская область опять попытается остаться в стороне от них. «Правительство РФ выделяет колоссальные деньги, но никто их не берет. Нет программ, нет проектов. Ведь после 2010 г. правительство РФ, скорее всего, больше не станет решать проблемы реформирования ЖКХ системно. Приближается 2007 г., но в регионе ничего не сделано. И этим отличается не только наш регион, наш город. Я думаю, что так происходит на большинстве площадок в России», — прокомментировал ситуацию «Хронографу» генеральный директор ОАО «Производственный жилищно-ремонтный трест» Виктор Клевлин. То есть уйти от исполнения ФЦП и, соответственно, сохранить устраивающее энергетиков положение дел можно достаточно просто. Не формировать собственных целевых программ, не требовать средств.

Так или иначе, но проблемы коммунальной инфраструктуры могут стать серьезным стопором реализации национального проекта «Доступное жилье» в наиболее густонаселенных городах. Энергетики и здесь могут остаться ни при чем.