Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (410) | 26 марта 2012г.
 

Нашли повод

АВТОВАЗ замечен в суде с БелЗАНом Качмазова

Эрик Королев

21 марта продолжился судебный спор между ОАО «Белебеевский завод «Автонормаль» (ОАО «БелЗАН») и ОАО «АВТОВАЗ». В последнее время АВТОВАЗ и БелЗАН спорят в судах достаточно часто. Вероятно, это связано с тем, что БелЗАН — последний крупный поставщик АВТОВАЗа, еще оставшийся под контролем Группы «СОК» Юрия КАЧМАЗОВА.

БелЗАН подавал иск с целью взыскать с АВТОВАЗа проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 9,3 млн р. Т. е. АВТОВАЗ, скорее всего, недоплатил за поставки. Генеральным директором ОАО «БелЗАН» является Сергей Овчинников. БелЗАН специализируется на производстве крепежных изделий и пружин для автомобильной промышленности.

Параллельно с этим судебным процессом проходил еще один, также по иску БелЗАНа, но от него поставщик АВТОВАЗа отказался. Всего с 2005 г. было инициировано 18 судебных процессов с участием ОАО «БелЗАН» и ОАО «АВТОВАЗ». Только в двух судебных процессах истцом было ОАО «БелЗАН», в остальных случаях истцом выступало ОАО «АВТОВАЗ».

К примеру, 1 июля 2011 г. АВТОВАЗ обратился в суд с иском о взыскании с ОАО «БелЗАН» 10,2 млн р. убытков вследствие поставки некачественной продукции.

Определением суда была назначена экспертиза с целью выявить, является ли поставленная продукция некачественной. 14 января 2011 г. на сайте АВТОВАЗа было размещено информационное сообщение: «Для исключения возможных отклонений в работе двигателей внутреннего сгорания АВТОВАЗ проводит проверку партий автомобилей LADA Kalina, LADA Priora, LADA Samara, LADA 2105/2107 и LADA 4x4 — общее количество 10 500 шт. В ходе заводских испытаний готовой продукции на двигателях отдельных автомобилей обнаружены пружинные шайбы с несоответствиями. Причина несоответствия устранена поставщиком — белебеевским заводом «Автонормаль». Видимо, иск от 1 июля 2011 г. был связан с этими убытками, якобы понесенными АВТОВАЗом.

БелЗАН — единственный поставщик АВТОВАЗа, оставшийся под контролем Группы «СОК». Вполне вероятно, что претензии АВТОВАЗа к БелЗАНу направлены для того, чтобы в конечном итоге вынудить СОК, бенефициаром которого является Юрий Качмазов, отказаться и от этого предприятия. Косвенно эту версию подтверждает позиция АВТОВАЗа. «Мы готовы предоставить интересующую информацию после того, как дело будет рассмотрено в арбитражном суде», — прокомментировал в ответе на запрос «Хронографа» руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» Александр Шмыгов.

Еще 7 июля 2010 г. пресс-служба Группы «СОК» сообщала, что СОК завершил сделку по продаже своей доли в ЗАО «ВАЗТРАСТ» (см. «Хронограф» №25 (334) от 12.07.10). ЗАО «ВАЗТРАСТ» контролировало доли в автокомпонентных заводах ЗАО «ВАЗинтер-Сервис (ВИС), ЗАО «Мотор-Супер», ОАО «ОСВАР», ОАО «Завод АВТОСВЕТ», ООО «Комплект-ЛТД» и ЗАО «ВолгаПромМаркет». Именно после этой сделки у СОКа остался только БелЗАН. В феврале 2011 г. Юрий Качмазов и вовсе был объявлен в федеральный розыск (см. «Хронограф» №6 (359) от 21.02.11).

С учетом развития событий относительно других поставщиков АВТОВАЗа, ранее находившихся у СОКа, стоит ожидать, что и БелЗАН в конечном итоге окажется под контролем либо ГК «Ростехнологии» или ОАО «АВТОВАЗ», либо дружественных им лиц.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.