Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (410) | 26 марта 2012г.
 

«Падшие» не восстали

Инвесторам предвыборного штаба Шахова впору задуматься об окупаемости вложений

ИА «Центр-Инфо»

Закончившаяся кампания по избранию мэра Тольятти уже начинает плавно перетекать в процесс подготовки к выборам депутатов Думы г. о. Тольятти (ТГД). После победы Сергея АНДРЕЕВА «Единую Россию» (ЕР) больше нельзя считать в Тольятти партией власти. Чтобы понять, почему это случилось, достаточно проанализировать прошедшую кампанию. При оценке качества креатива кампании проигравшего кандидата создается впечатление, что единственной целью штаба было освоение бюджета. Таким образом, инвесторы кандидата Александра ШАХОВА, понесшие основные затраты, могут с полным правом считать себя «обманутыми политическими дольщиками».

В течение агитационного периода была развязана небывалая по своему размаху и бюджету «антибаптистская кампания». Создавалось впечатление, что выборы проходят не в средней полосе России, а где-то в «библейском поясе» США, причем в первые годы независимости. Впрочем, судя по уровню грамотности антилозунгов (типа «И восстанут падшие»), вряд ли кто-нибудь в штабе Шахова подозревал о существовании такого пояса.

В штабе пораженцев игнорировали не только американскую ментальность, но и российское законодательство. Лозунги на билбордах легко могли попасть под нарушение антиэкстремистского законодательства и разжигание

межрелигиозной розни. По крайней мере, последнее высокохудожественное произведение — «Свет или проклятье. Выбирай, Тольятти» — до выборов не довисело, видимо, чтобы просто не раздражать прокуратуру. Поддельные газеты, пачками разбрасываемые по подъездам, вряд ли могли служить демонстрацией законопослушности шаховского штаба. Билборды со «сволочами» низвели «предвыборную программу» кандидата до работы уровня участкового милиционера. Да, собственно, и сама «программа» включала в себя тезис об отказе передавать поликлиники в областное подчинение. По сути, речь шла о намерении не выполнять федеральное законодательство.

Передача полномочий в сфере здравоохранения на региональный уровень предусмотрена ФЗ №313 от 29 ноября 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Если добавить к этому то, что чернушные билборды висели на муниципальных установках, то по совокупности событий возникал вопрос: до какой степени дойдет правовой беспредел при таком мэре? Можно предположить, что в результате этого элемента кампании часть людей, голосовавших в первом туре за Шахова, во втором туре голосовали против него. В частных беседах такие мнения звучали. Опять же вопрос к штабу: какую цель преследовали политтехнологи, реализуя свои «креативные» придумки?

Вообще сама идея антибаптистской «минусовки» логичному объяснению не поддается. У обоих кандидатов был свой устойчивый электорат. Вся «чернуха» явно была направлена на людей преклонного возраста, с патерналистским мышлением и низким уровнем эрудиции. Они бы и так проголосовали за Шахова, без рассказов о недостатках его конкурента. Андреевский электорат, напротив, в силу более высокой толерантности вряд ли был склонен всерьез воспринимать квазицерковное мракобесие. Зато чернушная истерия явно создала благодатную почву для мобилизации его во втором туре.

Вряд ли Шахова сегодня можно считать единственным проигравшим. Основная тяжесть поражения легла на плечи, точнее на карманы, инвесторов кампании. Бесспорно, структуры, финансировавшие выборы Александра Шахова, рассчитывали видеть в кресле мэра его, а не Андреева. Поражение в политической борьбе — дело обычное, но не в нынешнем случае. Фактически единственным достижением шаховского штаба является ударное освоение средств инвесторов. При этом вряд ли кто-то из них может претендовать на возврат бездарно потраченных сумм.

Особое значение для инвесторов должен представлять вопрос эффективности использования их средств. Было много наружной рекламы газеты «Тольяттинское обозрение». Однако известно, что наружная реклама не способна увеличить аудиторию газеты. Это еще задолго до выборов было многократно проверено опытным путем при попытке продвижения разных изданий таким способом.

Очевидным стало и то, что ни один израсходованный из предвыборного фонда Шахова рубль не поспособствовал увеличению его электоральной базы. Более того, штабисты Шахова в своих расходах не потратили ни рубля на дискредитацию Андреева перед его, андреевским, электоратом.

Между тем политическая история Тольятти выборами мэра не кончается. Не за горами выборы в городскую думу. ЕР опять начнет сбор средств на агитационную кампанию. Здесь следует обратить внимание на то, что единственный эффективный агитационный механизм «единороссов» — административный ресурс — теперь будет в руках ОД «Декабрь». Проще говоря, ЕР играет роль партии власти в Тольятти последние месяцы. Здесь в очередной раз вспоминается банальный тезис о граблях, на которые наступают. На выборах в ТГД 2009 г. «единороссы» позволили «декабристам» беспрепятственно набрать 25% голосов. Но тогда у «декабристов» не было своего мэра.

Комментарии

Сергей АНДРЕЕВ, избранный мэр г. о. Тольятти

- Мне жена сказала: «Тут билборд был с «Тольяттинским обозрением», его за ночь уже ободрали». Очень быстро реагировали товарищи на изменившуюся политическую конъюнктуру. Заявления по поводу этих билбордов были поданы мною в следственный комитет. Я надеюсь, что, несмотря на то что избирательная кампания закончилась, следственный комитет выполнит все те обязательные процедуры, которые он должен выполнить, а именно завести уголовное дело по этим фактам.