Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (409) | 19 марта 2012г.
 

Сергей Петянин:

Стратегия у банка одна -развитие, развитие, развитие

Константин Грайко

27 февраля Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Самарской области была согласована кандидатура председателя правления ЗАО «ФИА-БАНК». Им стал Сергей ПЕТЯНИН, который по решению Наблюдательного совета исполнял обязанности предправления с 10 января 2012 г. ФиаБанк, являясь одним из наиболее динамично развивающихся кредитных учреждений области, привлекает повышенное внимание как участников рынка, так и граждан. Назначение нового руководителя также вызвало интерес. О дальнейших планах ФиаБанка и перспективах развития банковской отрасли региона Сергей Петянин рассказал корреспонденту «Хронографа».

- Сергей Александрович, с начала года вы фактически возглавляете ФиаБанк. Уже подведены какие-то результаты года ушедшего, наверное, есть какая-то оценка работы за два месяца года текущего.

- 2011-й год можно назвать удачным во всех отношениях. С точки зрения выполнения бизнес-показателей, мы продемонстрировали перевыполнение, хорошие темпы прироста. Активы банка выросли более чем на 15%, прошла капитализация банка на 20%, сильно порадовали темпы роста розницы и кредитования физлиц. Но, безусловно, всегда остается какое-то чувство неудовлетворенности и чего-то упущенного. В частности, хотелось бы иметь более дифференцированную пассивную базу, хотелось бы более высоких темпов развития наших региональных площадок. Хотелось бы более высокой активности в валютном направлении банка. Я считаю, что самое главное — трансформировать это чувство неудовлетворенности в конкретные задачи.

Что касается начала 12-го года, то та динамика, которая взята сегодня, вселяет оптимизм. Я уверен, что год пройдет успешно и в качественном плане и, надеюсь, в количественном наполнении. Мы составили финансовый план на предстоящий год с хорошим коэффициентом роста и завершаем формирование пятилетней стратегии бизнеса.

- Когда в кредитном учреждении меняется руководство, клиент, что вполне логично, начинает испытывать некоторое волнение. В том плане, что «новая метла метет по-новому». Можете ли вы прояснить, насколько изменится внутренняя и внешняя политика банка? Стоит ли партнерам и клиентам, ну и конкурентам, ожидать более агрессивной стратегии или же наоборот, либерализации присутствия ФиаБанка на рынке?

- ФиаБанк сегодня настолько узнаваемый бренд, настолько устоявшаяся бизнес-модель, со своим внутренним сильным корпоративным духом, со своими прекрасными традициями, поэтому что-то кардинально менять просто нет смысла. Но любой бизнес нуждается в постоянном совершенствовании, в органичном обновлении. Без этого бизнес затухает, умирает. Поэтому стратегия у банка одна: развитие, развитие, развитие... Мы будем агрессивны в своем развитии, но либеральны в отношениях со своими клиентами и партнерами.

ФиаБанк всегда позиционировался на рынке как универсальное кредитное учреждение. Безусловно, вектор развития банка будет определяться рядом факторов. Это и конкурентная среда, это и доходность, и востребованность, и риски. Мы традиционно активны в розничном секторе. Это и широкая линейка вкладов, это разнообразная продуктовая линейка по кредитам: ипотека, автокредитование, потребкредитование.

В корпоративе особое внимание будет отдано оборотному кредитованию. А вот каким-то инвестиционным проектам будет уделяться меньше внимания, потому что инвестиционное кредитование все-таки задача крупных специализированных банков.

Наша цель — предлагать максимально широкую линейку продуктов с максимальным качеством.

- Статистика говорит, что потребительские кредиты в 2011 г. имели 20% россиян, а активно пользуется срочными вкладами менее 10% населения. При этом для региональных банков вклады граждан являются, пожалуй, основным источником фондирования. Так за счет чего, кроме средств населения, можно дифференцировать пассивную базу?

- Действительно, у региональных банков привлечение средств населения остается практически единственным источником пополнения пассивной базы, альтернативных источников практически нет. Вклад хоть и имеет юридическую длинную основу размещения, но по гражданскому кодексу он все-равно имеет срок до востребования. Поэтому банки стремятся дифференцировать свою пассивную базу, разбавлять ее не только вкладами населения, но и остатками на расчетных счетах клиентов, депозитами юридических лиц. Тогда база становится более сбалансированной, ее проще и менее рискованно размещать в соответствующие активы. Но, подчеркну еще раз, доступа к каким-то длинным бюджетным, пенсионным, федеральным средствам у региональных банков, как правило, нет. Поэтому банк по-прежнему уделяет особое внимание работе с населением. У ФиаБанка разнообразная линейка вкладов в рублях, в иностранной валюте, в драгметаллах.

- А почему ФиаБанк не использует такой инструмент, как, например, облигационные займы?

- Чтобы выйти на рынок заимствований — вексельный, облигационный — необходимо иметь высокий уровень капитализации и, если можно так назвать, «предайпиошную» программу. Банк должен быть интересен для сторонних, в т. ч. международных инвесторов. Этот процесс носит последовательный характер. Привлечение вексельных займов мы, кстати, практиковали в докризисное время. Задача провести облигационную эмиссию — как стратегия у банка существует, более того, мы к этому уже подступали, но наши планы сломал кризис 2008 г. Мы эту цель для себя не снимаем, но еще раз повторюсь, к ней нужно серьезно подготовиться.

- Тольятти и Самара считаются достаточно развитыми городами, уровень образования — в целом, выше среднего, но даже здесь создается ощущение, что жители слабо вовлечены в финансовый оборот, в частности, не используют пластик, интернет-банкинг и т.д. Прирост пользователей пластиковых карт обеспечивается, прежде всего, за счет зарплатных проектов. Причем люди предпочитают обналичивать их в день зарплаты. Каковы, по-вашему, основные причины малой востребованности современных банковских технологий?

- Вообще все новое, непривычное проходит в три этапа: «мне это не нужно», «а давай попробуем» и, наконец, «почему же я раньше этим не пользовался?». Сила привычки доминирует над процессом развития, и это нужно признавать. Вспоминаю, насколько тяжело, даже на уровне руководителей предприятий, продвигались зарплатные проекты. Проводились агитационные мероприятия с трудовыми коллективами, с руководящим составом, доводился экономический эффект от внедрения этого продукта.

Сегодня по количеству держателей пластиковых карт Россия находится на уровне европейских стран и даже превосходит многие из них.

А вот по уровню использования этих карт, да, вы правы, здесь отставание есть. Причина здесь, отчасти, в отсутствии мотивации к переходу предприятий торговли и обслуживания на безналичные расчеты. Стимулировать активность безналичных платежей должно государство. Ведь многим предприятиям, которые принимают платежи, действительно проще рассчитываться наличкой. Не надо приобретать оборудование, устанавливать связь и т.д.

Вообще мы всегда были пионерами. ФиаБанк один из первых развернул сеть банкоматов. На этот год мы также запланировали установку порядка 15 банкоматов, мы развиваем эквайринговую сеть, терминальную сеть. Мы также при кредитовании предприятий буквально навязываем, в хорошем смысле этого слова, зарплатные проекты. Я считаю, что все, что ФиаБанк в своих возможностях и силах делать, он предлагает.

- Ранее мы слышали, что ФиаБанк ставит перед собой стратегическую задачу войти в top-100 российских банков. Но ведь для этого необходимо увеличение капитала. Можете ли вы подтвердить данное намерение? Какими средствами планируется увеличение капитализации банка и будут ли привлекаться сторонние инвесторы?

- Топ-100 как стратегическая цель у банка остается, но нужно быть реалистом. Она носит не краткосрочную перспективу. К ней нужно основательно подготовиться и первый фактор движения в этом направлении -это капитализация банка. В 2011-м году мы сделали силами акционеров эмиссию на 250 млн р. Это дает нам на предстоящие год-два задел по развитию кредитных операций. В планах акционеров есть дальнейшие действия по капитализации банка. Какими инструментами? Это и прямая эмиссия обыкновенных акций, это и привлечение субординированных депозитов, это выпуск привилегированных акций и собственная капитализация банка за счет прибыли. Процесс капитализации банка не останавливается никогда. Либо он носит какой-то ускоренный характер, когда поджимает, либо идет планомерно, выстроенный на несколько лет вперед: на какую сумму, какими инструментами будет наполняться капитал. Не исключен вариант прихода стороннего инвестора, но в прошлом году эмиссия состоялась, поэтому мы чувствуем себя нормально.

- ФиаБанк за многие годы работы зарекомендовал себя предприятием социально ответственного бизнеса, со всеми причитающимися званиями и наградами. Что для вас лично означает понятие социальной ответственности бизнеса? Стоит ли на территориях присутствия ФиаБанка ожидать изменений в социальной политике?

- В ушедшем 2011 г. мы на цели социального характера потратили более 10% прибыли. Это и работа через специализированные фонды, и индивидуальные проекты ФиаБанка в области благотворительности. Особенно хочу отметить личное участие работников нашего банка в благотворительных программах. В дальнейшем мы будем удерживать ту высокую планку социальной ответственности, которая существует в ФиаБанке многие годы.

Есть два аспекта в понимании социальной ответственности. Первый — экономический: организация максимально показывает прибыль, не нарушает законы и нормы государственного права, платит налоги, обеспечивает работников зарплатой и соцпакетом. Второй аспект — социальный: это вовлеченность организации в решение проблем сообщества на территориях ведения бизнеса. ФиаБанк всегда отличался тем, что занимал активную социальную позицию, которая таковой и останется.