Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (409) | 19 марта 2012г.
 

Корнев на распутье

Невозврат коммунальных долгов может ухудшить положение главы Нефтегорска

Егор Кошеров

2 марта региональное Министерство энергетики и ЖКХ указало администрации м. р. Нефтегорский и ее дочернему МУП «Управляющая компания» (МУП УК) на необходимость погашения задолженности перед ОАО «Водоканал». Параллельно Водоканалу должны быть переданы полномочия по сбору платежей с населения за оказанные с января 2012 г. услуги водоснабжения и водоотведения. Существует вероятность, что глава Нефтегорска Владимир КОРНЕВ не станет исполнять решения министерства. В этом случае возрастает риск возбуждения в отношении лиц, влияющих на деятельность МУП УК, уголовного дела по факту необоснованного получения денежных средств жителей за отдельные коммунальные услуги.

Именем министерства

2 марта в Министерстве энергетики и ЖКХ Самарской обл. состоялось рабочее совещание под председательством заместителя министра Павла Жичкина. По итогам совещания администрации м. р. Нефтегорский, возглавляемой Владимиром Корневым, совместно с МУП УК предложили решить вопрос погашения задолженности перед местным поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения — ОАО «Водоканал» (ВК). В качестве одного из источников погашения задолженности, сформировавшейся за период с января 2011 г. по февраль 2012 г., замминистра указал субсидии, выделяемые муниципальному району из областного бюджета. Второе решение касалось передачи МУП УК полномочий по сбору денежных средств с населения за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению в адрес ВК. В связи с этим до 15 марта администрация Корнева и МУП УК должны представить в министерство план мероприятий по передаче указанных полномочий.

На совещании также обсудили обязательства ВК. В ближайшее время эта компания должна принять участие в общих собраниях собственников жилья в многоквартирных жилых домах (МКД) Нефтегорска. Собственники на данных собраниях могут принять решение об исключении из квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг, выставляемых им МУП УК, строк об оплате услуг водоснабжения и водоотведения, оказываемых жильцам ВК. Вместе с тем большинство собственников намерены заключить прямые договоры на поставку воды и ее отведение с Водоканалом, что станет реализацией их законного права в соответствии со ст. 161 ЖК РФ.

Прямые отношения между жильцами и поставщиками услуг с наступлением ответственности за некачественное исполнение своих обязательств как для одних, так и для других являются реализацией такой формы управления МКД, как непосредственное управление. Данная форма управления в настоящий момент становится общероссийским трендом, т. к. гарантирует ответственность поставщика за количество и качество поставляемых коммунальных услуг. Например, в Москве и Санкт-Петербурге в большинстве МКД собственники жилья уже выбрали непосредственное управление своими домами, сейчас движение в эту сторону началось и в Самаре. Для поставщика непосредственное управление носит определенные риски, связанные со сложностью истребования задолженности за оказанные услуги с физических лиц. Тем не менее то же ВК идет навстречу жильцам, чтобы упростить систему расчетов и контроль над качеством услуг.

Проблемы коммунальной отрасли не всегда находят оперативное решение в администрации Нефтегорского района
Проблемы коммунальной отрасли не всегда находят оперативное решение в администрации Нефтегорского района

Трудности перехода

Согласно ФЗ от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», глава муниципального образования обязан вместе с главами сельских поселений организовать в границах муниципального района электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, а также водоотведение. Однако поведение Владимира Корнева может противоречить нормам данного закона: глава района, похоже, пытается препятствовать поставке отдельных коммунальных услуг. Так, «Хронографу» стало известно о нескольких собраниях жителей Нефтегорска, организованных по указанию Корнева в местном доме культуры. Выступая на этих собраниях, Корнев якобы настаивал на недопустимости заключения собственниками жилья прямых договоров с ВК и требовал оплачивать услуги водоснабжения и водоотведения только по квитанциям, выставляемым населению МУП УК. Параллельно в местной прессе появилась статья, содержащая аналогичные призывы. В результате подобной агитации у ВК возникли дополнительные трудности. Дело в том, что МУП УК, собирая средства с населения за услуги, оказанные ВК, регулярно задерживает их перечисление поставщику. Последний, в свою очередь, вынужден изыскивать деньги для расчетов с энергетиками. Соответственно, чем больше население платит по квитанциям МУП УК, тем вероятнее становится угроза ограничения подачи коммунальных услуг со стороны ВК. По сути, действия МУП УК лишают ВК возможности бесперебойно финансировать работы по подготовке и подаче питьевой воды в жилые дома.

Во избежание коммунального коллапса ВК с начала 2012 г. принялся заключать прямые договоры на водоснабжение и водоотведение с потребителями данных услуг — жителями Нефтегорска. По ряду домов договоры вступили в силу с 1 января 2012 г., следовательно, их жильцам на законных основаниях стали приходить квитанции на оплату указанных услуг от ВК. Однако МУП УК в январе и феврале 2012 г. поспешило выставить в эти же дома свои квитанции, куда без всякого стеснения включило строки об оплате услуг, оказываемых ВК напрямую. Ожидается, что аналогичные счета, даже несмотря на решения регионального Министерства энергетики и ЖКХ, доставят в почтовые ящики от имени МУП УК и в текущем месяце.

Описанные действия уже привели как минимум к неосновательному обогащению управляющей компании. За два зимних месяца ВК из-за выставления МУП УК т. н. «дублирующих» квитанций, по оценке редакции, недополучил около 4 млн р. в счет оплаты своих услуг. С другой стороны, эту недосдачу можно расценить и как ущерб, нанесенный ВК действиями МУП УК. Причем в этих действиях при наличии определенной доказательной базы можно усмотреть признаки преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере».

Опасное сходство

Прецедентные уголовные дела, возбужденные в отношении должностных лиц компаний, занятых в сфере ЖКХ Самарской обл., уже имеются. Например, 6 апреля 2011 г. в отношении руководителей ООО «ЖЭК» по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, было возбуждено уголовное дело №201113334. Дело было возбуждено по факту необоснованного получения денежных средств с населения за коммунальные услуги. Следственные органы установили: «В период с 1.05.2010 г. по 1.01.2011 г. неустановленное лицо от ООО «ЖЭК», не имея заключенных в установленном законом порядке договоров с ресурсоснабжающими организациями и, соответственно, не имея права на управление и обслуживание многоквартирных домов на территории Красноглинского р-на г. Самары, введя в заблуждение жителей домов путем выставления квитанций на оплату коммунальных услуг, незаконно завладело денежными средствами, полученными от населения».

При знакомстве с материалами данного уголовного дела можно заметить аналогии между действиями руководителей ООО «ЖЭК» и действиями пока не установленных лиц, работающих в интересах МУП УК. Одна из самых интересных аналогий состоит в том, что кто-то, видимо, имеющий отношение к МУП УК либо влияющий на ее деятельность, наверняка знал, что компания с 1 января 2012 г. не имеет заключенных в установленном законом порядке договоров с ресурсоснабжающей организацией (в данном случае с ВК. – Прим. авт.). В связи с этим МУП УК вряд ли имело право на управление некоторыми МКД Нефтегорска в части предоставления их жителям услуг водоснабжения и водоотведения. Однако это знание не помешало неустановленным лицам в январе-феврале 2012 г., по всей вероятности, ввести в заблуждение жителей указанных МКД путем предъявления им квитанций на оплату услуг, в т. ч. поставленных ВК. В итоге МУП УК могло незаконно завладеть денежными средствами, полученными от населения, тем самым нанеся ущерб в особо крупном размере ВК.

Сложно представить, что данные мероприятия могли вестись без санкции руководства и собственников МУП УК. Не исключено, что в случае возбуждения уголовного дела вопросы у следователей возникнут не только к директору МУП УК Нелли Фирсовой, но и к Владимиру Корневу. Корнев является руководителем фактического владельца МУП УК — администрации м. р. Нефтегорский. Кроме того, проводимая Корневым с начала года агитация в пользу оплаты квитанций, выставляемых населению Нефтегорска МУП УК, косвенно может свидетельствовать о его заинтересованности в получении денег именно этим адресатом. По одной из версий, интерес Корнева якобы состоит в неосновательном обогащении МУП УК, которого, как показывает пример ООО «ЖЭК», можно достигнуть мошенническим путем.