Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (409) | 19 марта 2012г.
 

Пора аукционов

От результатов тендеров будет зависеть состояние городских улиц

Илья Ширтанов

На сегодня, 19 марта, было намечено проведение аукциона на право выполнения работ по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства г. Тольятти. На эти цели в городском бюджете предусмотрено 195 млн р. Ранее на содержание дорог выделялось всего около одной четвертой части от норматива. Такая тенденция сохранилась и сегодня, кроме того, появилась опасность, что содержание дорог пройдет не на должном уровне. Такое может произойти, если компании, желающие любой ценой заполучить контракт, прибегнут к значительному демпингу.

Содержание не ценят

Победители аукциона будут заниматься содержанием городских магистралей в период с апреля по декабрь 2012 г. включительно. В этом году общая сумма, предусмотренная на проведение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства, составила 195 млн р. Начальная цена контракта на осуществление указанной деятельности на территории Автозаводского р-на составляет 101,3 млн р. По Центральному и Комсомольскому р-нам заложены суммы в 52,6 млн р. и 40,2 млн р. соответственно.

По расчетам специалистов, для нормального содержания дорожного хозяйства в течение года в Тольятти требуется около 1 млрд р. До последнего времени фактически выделяемая сумма не превышала 240 млн р. На протяжении последних нескольких лет начальная цена контракта на производство этих работ продолжает сохраняться на уровне 22-23% от норматива, рассчитанного в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ №160 от 12 ноября 2007 г. Следует отметить, что в постановлении мэрии №2974-п/1 от 30 сентября 2011 г., подписанном и. о. мэра г. о. Тольятти Владимиром Ивановым, указан график доведения финансирования содержания объектов дорожного хозяйства до 100% норматива. График рассчитан до 2021 г. В 2012 г. эта цифра должна была составить не менее 29%, однако показатели остались на прошлогоднем уровне.

В этом же документе содержится перечень услуг, выполняемых в рамках содержания объектов, и утвержденный норматив, определяющий стоимость каждой услуги, а также климатический коэффициент. В Самарской обл. величина данного коэффициента равна двум. Очевидно, что в зимний период основной задачей дорожных служб является уборка снега. Поэтому в большой степени этот расчет касается зимнего содержания дорожной сети, поскольку размер коэффициента учитывает количество выпадающих осадков на той или иной территории. Летом объемы проводимых работ в рамках комплексного содержания увеличиваются. Помимо уборки улиц и ремонта остановочных павильонов начинаются работы, связанные с аварийным ремонтом дорожного полотна.

Сейчас на содержание тольяттинских муниципальных дорог в зимний период выделяется порядка 2,3 р. в месяц на 1 кв. м покрытия. В летнее время эта расценка увеличивается до 2,6 р.

Содержание дорожного хозяйства продолжает оставаться одной из острых городских тем
Содержание дорожного хозяйства продолжает оставаться одной из острых городских тем

Для наглядности можно отметить то обстоятельство, что в Самаре, по сравнению с Тольятти, на эти же работы предусматривается средств в десять раз больше. Тольятти и Самара находятся в одном климатическом поясе. Соответственно, больший размер выделяемых денежных средств на содержание дорог в Самаре нельзя списывать на какие-то особые условия, связанные с природными факторами.

Почти что даром

Но даже в таких условиях крайне ограниченного финансирования может возникнуть угроза появления на рынке данных услуг недобросовестных подрядчиков. В соответствии с действующим законодательством департаментом дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г. о. Тольятти проводятся аукционы по выбору исполнителя работ. Организация, готовая работать за наименьшую цену, признается победителем. При этом компании, обладающие необходимой производственной базой и опытом работы, могут остаться в стороне, поскольку профильная организация вряд ли будет предлагать цену ниже рентабельности. Пока такая проблема могла ощущаться в сфере городского хозяйства. Есть реальные примеры, когда потенциальный подрядчик демпинговая до такого уровня, что впоследствии был не в состоянии осуществить работы. На аукционах, проводимых для определения подрядчика на выполнение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства, таких прецедентов не замечено.

Однако можно признать, что департамент дорожного хозяйства ограничен в процессе влияния на качество проводимых работ. При переходе с аукционной на конкурсную основу риск заключения контракта с недобросовестным подрядчиком сводится к минимуму. По крайней мере, заказчик услуг сможет устанавливать требования, которые исключат из списка участников неконкурентоспособных игроков. В данном случае это вопрос к законодателю. Муниципалитету пока остается работать в существующих рамках.

Ремонт в приоритете

Ориентировочно в апреле должны состояться аукционы по определению подрядчиков на проведение ремонтных работ дорожного полотна тольяттинских магистралей. В вопросе ремонта дорог нехватка финансирования ощущается еще острее. На эти цели в городском бюджете предусмотрено 100 млн р., которые выделяются двумя траншами: 50 млн р. в 2012 г. и 50 млн р. в 2013 г. Подобная схема с теми же цифрами использовалась и в прошлом сезоне.

Т. е. объем финансирования остался на прежнем уровне. Такого количества денежных средств хватит на то, чтобы привести в норму не более 148 тыс кв. м дорожного полотна. Общая площадь автомобильных дорог в Тольятти составляет более 14 млн кв. м.

В начале 2012 г. мэрией Тольятти была подана заявка в Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской обл. на выделение дополнительных денежных средств на ремонт дорог. На сегодняшний день появилась информация о том, что Самарская губернская дума утвердила сумму в 200 млн р. Однако данные средства предусмотрены в т. ч. и для ремонта дорог в жилых зонах. Поэтому 100 млн р. будет освоено департаментом городского хозяйства. На ремонт магистральных дорог, соответственно, останется 100 млн р.

В прошлом 2011 г. из областного бюджета было выделено 200 млн р. на ремонт тольяттинских дорог. Вкупе со средствами из бюджета Тольятти общая сумма, потраченная на ремонт городских магистралей, составила 310 млн р. Во время одного из визитов в Тольятти губернатор Самарской обл. Владимир Артяков лично убедился в целевом расходовании средств на модернизацию дорожной сети Тольятти. Кроме того, все запланированные работы на 2011 г. были выполнены в установленные сроки, что также дает повод говорить о возможности дальнейшего привлечения денег из областного бюджета на нужды дорожной инфраструктуры Тольятти.

В то же время положительная оценка губернатора не должна вселять в городское руководство иллюзии по поводу улучшения состояния городских улиц. Проблема остается, и практически любой житель Тольятти может это подтвердить. Недобросовестные подрядчики могут только усугубить ситуацию. Поэтому тема продолжает быть острой, а решение вновь упирается в отсутствие необходимого финансирования.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Геннадий ТАРАНОВ, руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г. о. Тольятти

- Следует признать, что проблемы отрасли сохраняются. Естественно, что все упирается в проблему финансирования. Со своей стороны могу высказать надежду, что создание в Самарской обл. дорожного фонда может способствовать изменению ситуации в Тольятти. Если фонд окажет помощь в финансировании работ по строительству и реконструкции дорог, а городской бюджет будет выделять достаточно средств на содержание тольяттинских магистралей, тогда можно будет ожидать изменения картины в целом.