Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (386) | 26 сентября 2011г.
 

Привет от Сбербанка

«Самара-Ладе» не удается завладеть помещениями банкротящегося «Лука-Авто»

Иван Григорьев

12 сентября в Арбитражном суде Самарской обл. продолжится судебное разбирательство по иску ОАО «Самара-Лада» (СЛ) к ООО «Лука-Авто» (ЛА), в отношении которого 30 июня было открыто конкурсное производство. СЛ уже больше года пытается признать за собой право собственности на часть помещений в недостроенном автосалоне на пересечении ул. Промышленности и ул. Авроры в Самаре. Велика вероятность, что выручку от продажи указанного имущества конкурсный управляющий ЛА Константин РЕШУХИН уже пообещал Кировскому отделению №6991 Поволжского филиала ОАО «Сбербанк РФ» (ПБСБ), который выступает основным кредитором ЛА. Если до начала торгов СЛ не успеет получить имущество, то обязательство ЛА вернуть 30,7 млн р. за поставку автомобилей в 2009 г. рискует остаться неисполненным.

СЛ намерено отсудить право собственности на помещения, расположенные в объекте незавершенного строительства (салоне по продаже и обслуживанию автомобилей) по адресу: г. Самара, ул. Промышленности/ул. Авроры. Речь идет о трех нежилых помещениях с кадастровыми номерами 63: 01: 0000000: 0: 4624/3, 63: 01: 0000000: 0: 4624/4 и 63: 01: 0000000: 0: 4624/6 общей площадью 3421 кв. м. Первоначально планировалось, что здание салона будет иметь 8 или 9 этажей, а его общая площадь должна составить 11 334 кв. м (см. «Хронограф» №10 (319) от 22.03.10). Таким образом, СЛ претендует на 30% площадей «замороженной» стройки.

Характерно, что СЛ, являясь «дочкой» сбытовой структуры ОАО «АВТОВАЗ» -ОАО «Лада-Сервис», предпринимает уже вторую попытку получить помещения в недостроенном автосалоне. Первая закончилась неудачей. В ходе разбирательства, начавшегося летом 2010 г., было установлено, что 1 января 2009 г. ЛА и СЛ заключили договор поставки автомобилей № 6-д, в рамках которого ЛА получило автомобили для реализации в своем дилерском центре, однако оплату не произвело.

30 июня 2009 г. ЛА признало наличие за собой задолженности в сумме 30,7 млн р., а 20 июля того же года стороны заключили между собой договор №12/09 долевого участия в строительстве указанного салона.

Далее ЛА якобы предложило СЛ признать задолженность, возникшую из договора поставки, в качестве оплаты долевого участия СЛ в строительстве. Соглашением о зачете встречных требований между ЛА и СЛ стороны подтвердили закрытие встречных обязательств и договорились произвести зачет взаимных требований на сумму 30,7 млн р., что свидетельствовало об оплате участником долевого строительства (СЛ) цены договора и возникновения прав на созданное имущество. В начале 2010 г. у ЛА начались проблемы: 22 февраля в отношении общества было возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) по заявлению ПБСБ. 9 июля 2010 г. в ЛА ввели наблюдение. Заметив это, СЛ обратилось в арбитраж, чтобы успеть признать право собственности на часть недостроенного салона в виде оплаченных площадей -трех нежилых помещений — до наступления следующей стадии банкротства. 8 ноября требования СЛ были удовлетворены, а 18 марта 2011  г. данное решение апелляционный суд оставил без изменения.

Однако кассационная инстанция 9 июня заняла сторону ЛА, отменив ранее вынесенные решения и направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование этого ФАС указал на отличие предмета договора долевого участия от 20 июля 2009 г. от предмета иска. Судя по всему, в указанном договоре оплаченные СЛ площади были прописаны абстрактно. В исковом же заявлении дилер требовал признать за собой право собственности на конкретные помещения, видимо, наиболее выгодные для использования после завершения строительства. Этим якобы были нарушены права и интересы других дольщиков проекта, которых арбитражный суд должен был привлечь к участию в деле.

Сомнительно, что при новом рассмотрении иска СЛ дольщики найдут компромисс при распределении площадей между собой, а тем более согласятся на признание за СЛ права собственности на три описанных помещения. Ситуация усугубляется тем, что 30 июня, вскоре после возврата дела в арбитраж, в отношении ЛА было открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, а конкурсным управляющим утвердили Константина Решухина, который до этого исполнял функции временного управляющего.

В настоящий момент Решухин ведет прием требований кредиторов ЛА, основным из которых выступает ПБСБ, вероятно, финансировавший стройку больше всех. Существует версия, что Решухин уже пообещал ПБСБ выручку от продажи имущества, на которое претендует СЛ. В пользу этого говорит тот факт, что ЛА под управлением Решухина добилось в ФАС отказа в удовлетворении требований СЛ, затянув процесс до признания ЛА банкротом, а также некоторые детали биографии самого конкурсного управляющего. К примеру, ПБСБ уже успешно пользовался услугами Решухина в 2009 г., когда являлся крупнейшим кредитором попавшего под банкротство ООО «Транс-Контракт». О следовании же Решухина интересам кредиторов в ущерб дольщикам могут свидетельствовать события осени 2006 г. Тогда в ходе проверки банкротящегося застройщика ООО «Виктор-С» выяснилось, что Решухин включил в конкурсную массу имущество, принадлежащее гражданам — участникам долевого строительства объектов по ул. Луначарского, Академика Павлова и Белорусской.

С учетом этого можно ожидать повторения ситуации, но уже с дольщиками автосалона: недостроенный объект будет реализован с торгов для расчетов с кредиторами, а дольщик в лице того же СЛ в лучшем случае сможет купить то, что должен был получить в счет погашения старого долга за свои автомобили.