Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (349) | 29 ноября 2010г.
 

Выгодный расклад

Бюджет Самары после первого чтения стал ориентирован «на своих»

Иван Григорьев

В течение прошлой недели предложения по внесению изменений в проект бюджета Самары на 2011 г. должны внести все профильные комитеты Думы г.о. Самара (ДГОС). Увеличение доли поступлений от НДФЛ в доходной части бюджета сложно назвать социально ориентированным ходом. Причем повлиять на эту тенденцию в проекте, принятом депутатами 18 ноября, уже нельзя. Распределение расходов внутри разделов бюджетной классификации тоже вряд ли претерпит значительные изменения. Средства бюджета будут потрачены на возмещение издержек организациям коммунального комплекса, в большинстве случаев входящим в структуру холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ). Значительные материальные привилегии ожидают служащих МАУ.

Организовали спешку

Проект бюджета т.о. Самара на 2011 г. сначала фактически «протащили» на заседании профильного комитета ДГОС во вторник, 16 ноября. «Сегодня, чтобы дать толчок к дальнейшей работе, надо принять то, что есть. Такая вот категоричность. Одновременно это и совет, и рекомендация, и просьба», — обратился к депутатам председатель бюджетного комитета ДГОС Михаил Куцев. Ему вторил первый заместитель мэра Самары Виктор Кудряшов: «Сегодня нам необходимо принять формальное решение об утверждении бюджета в первом чтении. Если дума не принимает такое решение, то бюджет придется вернуть на доработку в администрацию, и у нас просто не останется шансов принять его в сроки, установленные законом: придется заново проводить общественные слушания и т.д.».

Сама процедура общественных слушаний по бюджету 11 октября 2010 г., по большому счету, прошла незамеченной из-за состоявшихся 10 октября выборов главы г.о. Самара и депутатов ДГОС V созыва. Это, судя по всему, создало возможности для манипуляций в интересах заинтересованной в прохождении проекта стороны как в процессе подсчета голосов на слушаниях, так и в период, предшествовавший вынесению проекта на комитет Куцева 16 ноября. Вероятность, что Куцев, работающий заместителем генерального директора по общим вопросам ООО «Самарарегионгаз», торопил депутатов принять выгодно составленный проект бюджета в интересах ВПГ, весьма велика.

В итоге якобы подготовленный в спешке проект все-таки прошел через комитет, а через два дня был утвержден в первом чтении на заседании ДГОС. Основные параметры будущего бюджета составили 12 123 651 тыс. р. (доходы), 12 729 834 тыс. р. (расходы) и 606 183 тыс. р. (дефицит).

«Оптимизируют» доходы

Формирование доходной части утвержденного в первом чтении проекта бюджета, скорее всего, в очередной раз ударит по благосостоянию жителей Самары. Общий размер прогнозируемых налоговых и неналоговых поступлений превышает плановое значение 2010 г. на 3,6%. Доля налоговых доходов равна 88,7% — основу здесь составляет отчисление от НДФЛ. По сравнению с 2010 г. запланировано увеличение их поступления в казну на 12,2%, или на 1,17 млрд р. Собираемость неналоговых доходов, напротив, упадет на 35,3%, или на 746 млн р. по отношению к предыдущему периоду. Представители администрации объясняют это прогнозным уменьшением поступления доходов, получаемых в виде арендной платы, и доходов от продажи материальных и нематериальных активов. Отсутствие у мэрии желания эффективно администрировать доходы от использования муниципального имущества угадывается из раскладки по статьям 800 млн р., в целом запланированных по данному виду доходов.

540 млн р. (67,5%) будут выручены в виде арендной платы за земельные участки, администрируемые Министерством имущественных отношений Самарской обл. И только 206 млн р. поступит в бюджет за аренду земли и имущества через департамент управления имуществом (ДУИ) мэрии. Существующие ставки за аренду площадей и помещений, например в МОУ, не выдерживают критики. При этом профильный департамент образования крайне неохотно раскрывает условия соглашений с арендаторами.

Достаточно скромный вклад внесут муниципальные предприятия, которые перечислят в бюджет всего 20% прибыли от своей деятельности — 27,1 млн р. Само муниципальное образование за счет участия в акционерных и иных обществах сделает в доходную часть еще меньший взнос — 2,5 млн р.

На фоне резкого сокращения неналоговых поступлений чиновники находят повод гордиться «самым стабильным и значимым доходным источником» — НДФЛ. Доля НДФЛ в общем объеме запланированных на 2011 г. доходов — 60%. Ожидая роста фонда заработной платы на 12%, в мэрии надеются собрать по НДФЛ больше, чем годом ранее.

Рост благосостояния

В запланированной структуре расходов самарского бюджета лидируют следующие разделы бюджетной классификации: «Образование» (34,54%), «ЖКХ» (18,32%), «Национальная экономика» (14,93%) и «Здравоохранение» (13,11%). Некоторые направления ассигнований внутри разделов, вероятно, созданы в интересах определенных фигурантов.

К примеру, 311 из 447 млн р. по подразделу «Жилищное хозяйство» уйдет на компенсацию выпадающих доходов организациям, управляющим многоквартирными домами (МКД). Схожая ситуация в подразделе «Коммунальное хозяйство». Из 996 млн р. запланированных расходов 703 млн р. потратят на организацию тепло- водоснабжения и водоотведения населения. Из них 483 млн р., или 68,7% приходится на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения по не обеспечивающим возмещение издержек тарифам.

Бонусы для организаций жилищно- коммунального комплекса также заложены в средствах на содержание социальной сферы. В частности, учреждения образования с учетом прогноза повышения тарифов на энергоносители заплатят за коммунальные услуги 747 млн р., а учреждения здравоохранения — 240 млн р. Такому распределению могло способствовать октябрьское обращение генерального директора ЗАО «ПТС-Сервис» Сергея Стрельникова к мэру Дмитрию Азарову о пролонгации отмененного с 1 января 2010 г. субсидирования сверхнормативного потребления населением коммунальных ресурсов. «ПТС-Сервис» сможет получать компенсацию за обслуживание объектов четырех самых крупных районов Самары. Генеральный директор поставщика тепловой энергии и горячей воды ЗАО «ПТС» Сергей Алехин и управляющий ЗАО «СУТЭК» Андрей Петриков освоят бюджетные средства за свои издержки на территории всего областного центра. Обе эти компании входят в структуру ВПГ.

В своем докладе перед принятием бюджета в первом чтении представители департамента финансов «забыли» озвучить некоторые расходы, выглядевшие особо странно. К таковым можно отнести прогнозные затраты на содержание аппарата администрации г.о. Самара в размере 152 млн р. и районных администраций в сумме 341 млн р. из раздела «Общегосударственные вопросы». Нецелесообразным представляется направление 71 млн р. на содержание ДУИ. Департамент строительства и архитектуры (ДСА) планирует освоить в бюджете будущего года 72 млн р. Непонятные бюджетные ассигнования в размере 50 млн р. ожидаются на оплату исполнительных листов.

Планирование расходов в сумме свыше 60 млн р. по разделу «Средства массовой информации» отражает, видимо, завышенную потребность администрации г.о. Самара и ДГОС в освещении своей деятельности в печатных и электронных изданиях. Здесь уместно напомнить, что у ВПГ имеется медиа-холдинг «Медиа-Самара», который, судя по всему, начнет с будущего года существовать за счет бюджета Самары.

На фоне возможных затрат на СМИ нелепо выглядит размер средств, запланированных, к примеру, на капитальный ремонт школ в разделе-лидере «Образование» — 2,5 млн р.

Еще один спорный момент заключается в возможном скачке благосостояния служащих МАУ. Сумма, предлагаемая к предоставлению в виде субсидий МАУ, вызывает вопросы. Из 1,9 млрд р., предусмотренных в разделе «Национальная экономика», 1,17 млрд р. планируется направить фактически на содержание МАУ и зарплату их сотрудников. Сюда же входят субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание МАУ муниципальных услуг. Характерно, что примерно на такую же сумму прогнозируется увеличение поступления в бюджет налоговых доходов.

Нужда МАУ в подобных «подарках» отсутствует. В большинстве своем эти образования базируются на I территории выделивших их структурных подразделений мэрии и районных администраций. Соответственно, собственных расходов на ведение деятельности МАУ чаще всего не несет. Некоммерческий характер работы МАУ компенсирует оказанием частично платных и полностью платных услуг гражданам и организациям без обязательного отчисления прибыли в бюджет.

Средств в кассе МАУ хватает | не только на зарплату, но и на другие цели. Примером являются такие «бизнес-единицы», как МАУ «Ритуал», МАУ «Дорхоз», МАУ «ЦАУМС». Таким образом, запланированный на 2011 г. транш отражает расходы на содержание работников МАУ в предположении, что они трудятся в структуре мэрии и не имеют дополнительных источников дохода. Разница между реальным и номинальным доходом МАУ, по сути, не учтена при прогнозировании расходов дефицитного бюджета.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Михаил КУЦЕВ, председатель комитета по бюджету и налогам Думы г.о. Самара

- Насколько обоснованным является предоставление 1,17 млрд р. для МАУ?

- 300 млн р. для МАУ было в конце 2009 г., когда только началась их организация. Тогда вводились жесткие нормативы на содержание администрации. Форма перевода муниципальных служащих из госсистемы в МАУ абсолютно законна. Воспользовались этой схемой многие департаменты, даже на уровне районов имеются свои МАУ, я здесь не вижу криминала...

- Речь о рациональности подобных затрат. Ведь МАУ не обязаны перечислять доходы от своей деятельности в бюджет и могут распоряжаться прибылью по своему усмотрению...

- Ограничений по МАУ, насколько я понимаю, не было. Эти деньги идут только на содержание, на непосредственно зарплату сотрудников. Это некоммерческая организация. Я вам не отвечу, какие МАУ организованы в каких департаментах и что они конкретно выполняют. Есть работы, за которые они не имеют юридического и, наверное, морального права брать с наших жителей какие-то деньги. Это подготовка, в частности, всевозможной документации ...

- Т.е. на содержание сотрудников МАУ фактически можно направлять средства, равные затратам на содержание такого же количества служащих мэрии и даже превышающие их?

- Будет профильный комитет, и мы, конечно, все это посмотрим. И содержание, и МАУ... В принятом проекте бюджета можно написать все что угодно -1 млрд р., 2 млрд р., а через три дня внесут изменения и останется 600 млн р. Я не знаю планов Азарова, может быть, он посчитает, что МАУ неэффективны, и ликвидирует их.