Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (347) | 15 ноября 2010г.
 

ССК за честный киловатт

Из-за долгов потребителей электроэнергии страдает население

Илья Казаков

В 2009 г., по данным Министерства энергетики РФ, задолженность за электроэнергию на оптовом рынке России составила 28,9 млрд р., на розничном -96,6 млрд р. Решение проблемы неплатежей является приоритетной задачей любой электросетевой компании. По мнению аналитиков, комплексная программа по борьбе с потерями ЗАО «Самарская сетевая компания» (ССК), включающая реализацию технических и организационных мероприятий на уровне каждого муниципального района области, дает повод надеяться, что энергетики смогут более эффективно бороться с этой проблемой.

Основной удельный вес долгов приходится на бытовых потребителей из числа физических лиц. Если в Самаре жители в большей степени достаточно ответственно подходят к этому вопросу, то в сельской местности потребители относятся к получению электроэнергии как к социальной услуге, за которую платить необязательно. Достаточное количество недобросовестных потребителей встречается и среди крупных промышленных предприятий, которые считают возможным оптимизировать свои затраты, перестав платить за электроэнергию.

Для сетевых компаний долги потребителей выливаются в отсутствие средств на ремонт электросетей, их модернизацию и, как следствие, сказываются на общей безопасности энергоснабжения городов и районов. Директор по реализации и развитию ЗАО «ССК» Роман Голин по этому поводу отметил: «Систематические неплатежи ряда потребителей ставят под угрозу как полноценное развитие всей энергетической отрасли, так и возможность получения населением качественных и своевременных услуг». «Мы сами пытаемся воздействовать на должников всеми возможными, предусмотренными законодательством, способами: предоставляем перечень должников гарантирующему поставщику, который оповещает о возможном отключении, ведем разъяснительную работу с населением, в отдельных случаях обращаемся в судебные инстанции», — резюмировал Голин.

Безучетное и бездоговорное потребление — один из главных факторов коммерческих потерь.

С целью выявления случаев самовольного и бездоговорного потребления у бытовых потребителей специалисты ССК регулярно проводят выезды и осмотры в районных подразделениях. Целью таких проверок является не только выявление и отключение злоумышленников, т. к. большинство из них повторяют попытку несанкционированного подключения к электросетям, но и разъяснительная работа. Нарушителям объясняют, почему подобные действия не только наносят ущерб сетевым предприятиям, но и их собственному качественному электроснабжению.

В ходе разбирательства по выявленным фактам безучетного потребления электроэнергии составляется акт и подтверждается объем безучетно потребленной электроэнергии, стоимость которой нарушитель должен возместить. После этого акт предъявляется абоненту. Нарушители имеют возможность выбора: либо оплатить задолженность добровольно, либо довести дело до суда. В результате их все равно заставят возместить нанесенный энергокомпании ущерб.

В случае, если потребитель готов оплатить задолженность добровольно, но не имеет возможности внести всю сумму единовременно, энергокомпания готова пойти ему навстречу и предоставить рассрочку.

В Самарской сетевой компании считают: чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужно выровнять отношения в энергетике, сделать эти отношения пропорциональными всем субъектам рынка, для того что-бы с неплательщиками единым фронтом работала бы вся отрасль и все бы участвовали в едином процессе — генерирующие компании, энергосбыт и сетевые организации. Необходимо, чтобы все участвовали в едином процессе — от стадии производства киловатт-часа до конечной стадии потребления.

Сегодня организации, получающие сбытовую надбавку за сбор средств с населения, фактически не отвечают за полноту этих сборов. Законодательно они никак не мотивированы, в итоге любая задолженность ложится бременем на сетевые компании, у которых нет ресурсов для работы с потребителями. Это ведет к усугублению проблем по недобору выручки и компенсации потерь.

Электросетевые организации, в отличие от сбытовых и генерирующих компаний, не являются субъектами оптового рынка, где действуют четко прописанные и достаточно жесткие регламенты. На оптовом рынке задержка платежа в один расчетный период влечет автоматическое начисление штрафных санкций. При задержке во второй, третий периоды вводятся санкции, ограничивающие деятельность сбытовых компаний на рынке.

Действующее же законодательство в сфере распределительного электросетевого комплекса не предполагает автоматического перечисления задолженностей. Чтобы получить решение через арбитражный суд, требуется много времени, к тому же у неплательщиков есть способы затягивания процесса, ухода от ответственности. В этой ситуации «без взаимодействия субъектов отрасли проблему не решить» — считают в ССК. Сложившееся положение нужно менять, поскольку от стабильного энергоснабжения зависит ритмичная жизнь городов и сел, работа систем ЖКХ.

Комментарии

Роман ГОЛИН, директор по реализации и развитию ЗАО «Самарская сетевая компания»

- Наша основная задача — не наказать нарушителя, бесконтрольно пользующегося электроэнергией, а дать ему понять, что воровать электроэнергию столь же неприемлемо, как, например, воровать товары с магазинных прилавков. Электроэнергия — это тот же товар, который имеет свою цену, и пользоваться ею бесплатно мы не позволим.