Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (340) | 20 сентября 2010г.
 

Тень ЮКОСа

Средневолжский нефтяной терминал подвел выбор партнеров

Илья Казаков

11 сентября истек срок уведомления кредиторов ООО «Средневолжский нефтяной терминал» (СВНТ) о введении процедуры наблюдения. Компания банкротится по требованию МРИ №15 УФНС по Самарской обл. (Ставропольский р-н, г. Жигулевск). Активы жигулевской компании оцениваются более чем в 100 млн р. Судя по всему, московские учредители СВНТ — ООО «С.Б.К.» (50%) и ЗАО «Группа предприятий А.Р.М.» (50%) — не слишком удачно выбирали партнеров. Среди таковых фигурировали ОАО НК «ЮКОС» и ОАО «Волгатанкер». Это привело к банкротству не только терминала, но и кризису во всем холдинге.

В декабре 2003 г. А.Р.М. презентовала проект нефтяного терминала. И вскоре начала его реализацию через дочернюю компанию ООО «СВНТ». Комплекс терминала создавался на базе бывшего мазутного хозяйства, расположенного в Жигулевске, у причала «Яблоневый затон». Территорию А.Р.М.- арендовало у мэрии Жигулевска согласно договору от 22 января 2004 г. Комплекс терминала включал в себя железнодорожный узел — станцию «Отвага» КбшЖД, а также железнодорожную эстакаду, обеспечивающую одновременный слив и налив нефти и нефтепродуктов в 20 железнодорожных цистерн. Резервуарный парк СВНТ насчитывал несколько емкостей по 25 тыс. т, а так-же насосную станцию производительностью 600 куб. м в час. Рядом -речной причал с глубиной у стенки 5,9 м. Он обеспечивал прием танкеров вместимостью до 5 тыс.т. Проект был закончен в июне 2004 г.

29 июля 2004 г. состоялось торжественное открытие терминала. 28 августа 2004 г. сюда была поставлена первая нефть и началось создание технологического запаса. 30 октября 2004 г. со СВНТ была произведена отгрузка первой коммерческой партии нефти. Проектная мощность терминала закладывалась в районе 1 млн т. нефти и нефтепродуктов за период навигации. В декабре 2009 г. мэрия Жигулевска обратилась с иском к СВНТ о взыскании задолженности. За период I-II кв. 2009 г. терминал задолжал по аренде более 973 тыс. р. К тому же в декабре 2009 г. ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по г.о. Жигулевск» потребовало через суд взыскать с СВНТ задолженность по авансовым платежам и страховым взносам.

На стенде градообразующих компаний Жигулевска места для Группы компаний «А.Р.М.
На стенде градообразующих компаний Жигулевска места для Группы компаний «А.Р.М.

За первое полугодие 2009 г. компания задолжала более 248 тыс. р. Оба этих спора закончились мировыми соглашениями. Согласно условиям мировых соглашений СВНТ обязался погасить долги до 1 марта 2010 г. Но обозначились финансовые трудности, с которыми СВНТ столкнулся, вероятно, еще в конце 2008 г. 1 июня 2010 г. МРИ №15 УФНС по Самарской обл. обратилась в суд с требованием признать СВНТ банкротом. Заявленные требования были мотивированы неисполнением должником свыше трех месяцев своих обязательств, размер которых превысил 100 тыс. р. 3 августа в отношении СВНТ была введена процедура наблюдения. 11 сентября истек срок уведомления временным управляющим кредиторов о введении процедуры наблюдения.

Оперативное и, по мнению аналитиков, поспешное банкротство оправдывают тем, что А.Р.М. якобы изначально готовила СВНТ для продажи. На момент создания предприятия группы А.Р.М. уже имели богатый опыт в сфере подготовки активов для перепродажи нефтяникам. В частности, по проекту ООО «Бовэл».

Эта компания была создана в 1999 г. в целях разработки и эксплуатации Тэдинского месторождения на территории Ненецкого автономного округа Архангельской обл. Оно характеризовалось трудно извлекаемой тяжелой нефтью, разработка которой требует максимального инженерного обеспечения.

Месторождение начали промышленно эксплуатировать с июня 2002 г., а уже в декабре 2003 г. доля инвестора в лице А.Р.М. в уставном капитале «Бовэл» была выкуплена ОАО НК «Лукойл». Это совпало со сроками начала работы по проекту СВНТ, а также объясняет дополнительные пункты проекта жигулевского терминала, предусматривающие дальнейшее расширение возможностей использования мощностей СВНТ.

По наблюдениям источников «Хронографа», А.Р.М. имела в Самарской обл. договоренности с НК «ЮКОС». В частности, с момента открытия СВНТ фрахтовал только суда Волгатанкера, аффилированного НК «ЮКОС». Эта услуга даже предлагалась на официальном сайте СВНТ. Банкротство ЮКОСа в 2006 г. и начавшееся после этого перераспределение его активов в пользу Лукойла, ОАО «Роснефть» и ОАО «Газпром нефть» оставило СВНТ в стороне от основных заказчиков услуг. Вероятно, А.Р.М. не планировала развивать терминал в долгосрочной перспективе, что и привело к банкротству не только терминала, но и к кризису всего холдинга. С августа 2010 г. в Арбитражном суде Москвы рассматриваются иски о банкротстве одного из учредителей СВНТ — ООО «С.Б.К». В 2008 г. было инициировано банкротство ООО «А.Р.М.-Норд» — основного актива группы А.Р.М., связанного с лесозаготовками.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Группа компаний «А.Р.М.» — многопрофильная корпорация, состоящая из российских и зарубежных компаний. В нее входит ЗАО «Группа предприятий А.Р.М» (занимается инвестициями в разработку и эксплуатацию нефтяных месторождений), ООО «А.Р.М. Норд» (лесозаготовка и переработка леса), ООО «А.Р.М.-Девелопмент» (разработка и реализация проектов по недвижимости) и ООО «А.Р.М. Трейдинг» (посреднические услуги).

(По данным официального сайта Группы предприятий А.Р.М.)