Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (339) | 13 сентября 2010г.
 

Переоцененный актив

Инициатива АВТОВАЗа может привести к переделу в сфере утилизации ТБО

Сейдамет Абреков

ОАО «АВТОВАЗ» сообщило о своем желании реализовать акции ОАО «Завод по переработке твердых бытовых отходов» (ЗПБО). Процент участия в уставном капитале ОАО «ЗПБО» был указан в размере 50%. При этом данный пакет акций ЗПБО напрямую АВТОВАЗу не принадлежит. Его собственник — ОАО «ABTOBA3TPAHC» (ABT), который, в свою очередь, на 100% принадлежит АВТОВАЗу. Даже если продажа пакета акций ЗПБО согласована с АВТ, вряд ли стороны пришли к единому мнению относительно стоимости акций. Номинально пакет АВТ в ЗПБО стоит почти 214 млн р. 50% акций в нем принадлежат мэрии Тольятти. При этом ЗПБО из года в год показывает убытки.

До 15 августа служба по корпоративному управлению АВТОВАЗа принимала заявки от заинтересованных лиц в целях изучения спроса на этот пакет акций. Приглашались потенциальные покупатели. На данный момент не раскрыта информация о том, какие лица хотя бы поинтересовались пакетом акций ЗПБО и по какой цене планировалось реализовать 50% акций этого предприятия. Кроме того, без ответа остался запрос редакции «Хронографа», заданный на эту тему президенту ОАО «АВТОВАЗ» Игорю Комарову. В этом запросе «Хронографа» также был сформулирован вопрос о том, каким образом действия по продаже акций ОАО «ЗПБО» согласованы с АВТ, мэрией Тольятти и руководством ОАО «ЗПБО». При этом сама служба по корпоративному управлению, которая находится в подчинении у вице-президента по корпоративному управлению Полины Гришиной, в сообщении о продаже акций ЗПБО сделала несколько ремарок. В частности, предупредила, что объявление носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является офертой или публичной офертой. «ОАО «АВТОВАЗ» не несет какой-либо ответственности перед потенциальными покупателями, направившими свои заявки», — сообщало ОАО «АВТОВАЗ».

Стоит отметить, что ОАО «АВТ» — стопроцентная «дочка» АВТОВАЗа. В списке аффилированных лиц ОАО «ЗПБО» от 1 апреля 2010 г. указано, что акциями компании владеют АВТ и мэрия Тольятти.

Из года в год деятельность ЗПБО приносит убытки
Из года в год деятельность ЗПБО приносит убытки

Но весьма показательно, что в списке аффилированных лиц ЗПБО в качестве ИНН ОАО «АВТ» был указан ИНН 6320002223, на самом деле являющийся ИНН ОАО «АВТОВАЗ». Так или иначе, но ОАО «АВТ» является самостоятельным юридическим лицом, которое вправе самостоятельно принимать решения по продаже того или иного принадлежащего ему имущества.

Уставный капитал ОАО «ЗПБО» составляет 427 621 880 р. Раньше он был значительно меньше. Решение об увеличении уставного капитала ОАО «ЗПБО» до столь высоких значений было принято 21 июля 2004 г. Инициатива увеличения уставного капитала ЗПБО исходила от руководства ОАО «АВТ». На тот момент АВТ находился под управлением менеджеров Группы «СОК». Они занималась т. н. оптимизациеи деятельности предприятия. Достаточно ликвидные активы в ходе этой работы из АВТ были выведены. В результате, например, у Группы «СОК» появился в Тольятти дорожно- строительный бизнес в лице ООО «АВТ-Дорстрой». Причем это далеко не единственный пример. Однако вывод ликвидных активов сумели сопроводить переоценкой в сторону увеличения стоимости менее ликвидных активов АВТ. В итоге балансовые показатели АВТ даже удалось увеличить. Рост уставного капитала ЗПБО, в частности, явился результатом такой работы.

ЗПБО занимается сбором, переработкой и обезвреживанием твердых бытовых отходов (ТБО). Кроме того, ЗПБО занят производством крупногабаритных пластмассовых изделий для нужд ЖКХ, разработкой и реализацией систем санитарной очистки города от ТБО, а также озеленением городских территорий, парков, частных коттеджей. Однако прибыли вся эта деятельность не дает.

Из года в год ЗПБО показывает убытки. Удержаться в секторе переработки ТБО ему удается лишь благодаря получению из бюджета Тольятти многомиллионных субсидий. Причем получать их приходится каждый год все с большим трудом.

Можно предположить, что высокий уставный капитал ОАО «ЗПБО» в данный момент делает продажу акций ЗПБО даже по номиналу маловероятной. Вряд ли найдется хоть один желающий выложить за 50% пакет акций около 214 млн р. в бизнес, который не приносит желаемой прибыли. Таким образом, реализовывать этот пакет АВТОВАЗу, скорее всего, придется с дисконтом.

Важно отметить, что существенный объем заказом ЗПБО формируется за счет муниципалитета. В структуре общей выручки ЗПБО от предоставления услуг доля тольяттинского муниципалитета занимает около 90%. Напрашивается простой вывод: если мэрия Тольятти перестанет размещать заказ на площадке ЗПБО, предприятие достаточно быстро начнет испытывать острую недостаточность в финансах.

Более того, информация о желании АВТОВАЗа избавиться от доли в ЗПБО может быть взята на вооружение лоббистами ООО «Эколайн». Эта компания занимается захоронением ТБО жилфонда Тольятти. Между «Эколайном» и ЗПБО постоянно наблюдается жесткая конкуренция за получение субсидий из бюджета города. Вполне возможно, что неопределенность в вопросе будущего совладельца ЗПБО может быть использована при решении вопроса о выделении субсидий на захоронение и переработку ТБО на будущий год. ЗПБО попросту рискует войти в 2011 г. без окончательного решения по объемам субсидий.

В конце 2008 г. в т.ч. и по этой причине ЗПБО уже оказывался на грани остановки. Завод простоял около месяца. В тот период на ОАО «ЗПБО» был назначен новый гендиректор – Сергей Гарин.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.