Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (339) | 13 сентября 2010г.
 

Обозначили недоработки

Самарские ректоры выступил с критикой нового закона «Об образовании»

Илья Казаков

8 сентября состоялось заседание совета ректоров вузов Самарской обл. Центральным вопросом в повестке заседания стало обсуждение проекта обновленного ФЗ «Об образовании в РФ». В новой редакции из ФЗ пропал статус академии, колледжи начинают готовить бакалавров, а прием в вузы безальтернативно идет только по результатам ЕГЭ. Ректоры выступили с резкой критикой нового законопроекта. Они заявили об откровенном непрофессионализме авторов и необходимости задержать процесс принятия документа.

С докладом о новом законопроекте перед коллегами выступили ректор ФГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» (СГСХА) Владимир Милюткин. В качестве содокладчика его дополнял ректор ГОУ ВПО «Самарская государственная социально- гуманитарная академия» Игорь Вершинин. В процессе подобного обсуждения законопроекта ректоры отметили особенность нового документа. В проекте закона подробно приводится алгоритм отчисления студентов за неоплату. Разбираются порядок и условия освоения образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Приводится процесс повышения квалификации и переподготовки кадров. А также условия использования дистанционных технологий. Но вместе с тем законопроект содержит ряд противоречивых и спорных положений. В частности, в законопроекте содержится новая классификация видов образовательных учреждений. Милюткин отметил, что в первоначальном разделении вузов нет академий.

Колледж, согласно закону, готовит специалистов высшей квалификации — бакалавров. Институты готовят бакалавров и специалистов. Университеты готовят специалистов всех уровней: специалитет, бакалавриат и магистратура.

«Проблема в том, что если институт не готовит магистров, то очень сложно говорить о каких-то научных исследованиях, аспирантуре и т.д.», — заметил ректор СГСХА.

Ректоры придают большое значение качеству нового закона
Ректоры придают большое значение качеству нового закона

Хотя в законе написано, что колледжи и институты имеют право выполнять прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры. Но ректоры недоумевают, как им заниматься наукой, если они не готовят научных специалистов. Стоит также отметить, что нынешние колледжи не способны готовить специалистов высшей категории, однако такое право подготовки в новом законе предусмотрено.

Игорь Вершинин также заметил, что по новому закону «разрешено вести программы подготовки послевузовского образования и магистратуры научным организациям». Хотя формулировка достаточно спорная. Научные организации не имеют права обучать, т.к. они не проходят образовательную аккредитацию.

Кроме того, в законе прописано, что прием в вузы будет осуществляться только по результатам ЕГЭ.

«Вроде бы все очень хорошо и правильно, но я напомню, какая формулировка была раньше: вузы принимают тех, кто наиболее способен к освоению программ высшего профессионально образования. Т.е. теперь эта формулировка снята. Неважно, способен абитуриент получать высшее образование или нет, есть тест и нужно равняться на него», — резюмировал ректор ГОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» Михаил Бальзанников. По результатам рассмотрения законопроекта советом ректоров было вынесено постановление со всеми замечаниями и предложениями.

Оно было отправлено в Министерство образования и науки РФ и Российский союз ректоров.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Валерий СЕМЕНЫЧЕВ, ректор АМОУ ВПО «Самарская академия государственного и муниципального управления»

- Закон большой, но стратегии развития, заботы о качестве образования там не видно. Именно поэтому для принятия нашего решения я предлагаю использовать более жесткие формулировки. Недостатки огромные, и они действительно будут мешать развитию. Я понимаю, что работать над принятием закона все равно будут, но хотелось бы хотя бы задержать этот процесс.

Геннадий КОТЕЛЬНИКОВ, ректор ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», председатель совета ректоров вузов Самарской обл.

- Такое впечатление, что профессионалы над этим документом не работали вообще. Или же работали, но им дали установку придумать закон, который бы в высшей школе никогда не работал. Надо быть последовательным в изменениях, а здесь просто разночтения. Например, чем отличается колледж от института — непонятно вообще. Также получается, что наукой занимается только университет, но непонятно, чем занимаются институты и колледжи и кто будет в этих колледжах работать. О колледже написано, что он готовит бакалавров, и больше ни слова. Представим себе медицинский колледж — и кого мы будем в нем готовить? В законе вообще не прописано, кто такой аспирант и кто такой доктор. И это при том, что на двух страницах написано, как именно нужно отчислять студента. Также вызывает большие вопросы название «Государственная автономная некоммерческая организация».