Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (337) | 30 августа 2010г.
 

Заглушили «Мотор»

Дорожно-строительная компания Филиппова попала под процедуру банкротства

Илья Казаков

31 августа истечет срок приема требований кредиторов к ООО НПО «Мотор». 21 июля определением Арбитражного суда Самарской обл. в отношении крупнейшей самарской дорожностроительной компании была введена процедура наблюдения. Иск о признании ООО НПО «Мотор» банкротом был подан его поставщиками. Единственным учредителем ООО НПО «Мотор» является экс-партнер Группы «СОК» по бизнесу ООО «Самарадорстрой» Владимир ФИЛИППОВ.

Еще 18 декабря 2009 г. ООО «Бизнесстальтранс» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с иском к ООО НПО «Мотор». Компания потребовала у научно-производственного объединения (НПО) выплатить ей задолженность в размере 435,5 тыс. р.

27 января 2010 г. в Арбитражный суд Самарской обл. с иском о взыскании 1,8 млн р. с ООО НПО «Мотор» обратилось ООО «Волгатрансстрой — Комплект» (ВТС-К). Оба истца являлись контрагентами «Мотора», поставляли металлопрокат и щебень. В обоих случаях «Мотор» не оспаривал размер задолженности, ограничиваясь претензиями к размеру процентов и пени за просрочку.

В марте и апреле 2010 г. суд, рассмотрев иски, принял решение о необходимости ООО НПО «Мотор» заплатить поставщикам. Но у компании не оказалось средств на счетах. Мартовская проверка прокуратуры Октябрьского р-на Самары установила, что в нарушение требований Трудового кодекса РФ уже с февраля НПО «Мотор» не выплачивает 32 своим сотрудникам заработную плату. Задолженность по зарплате к моменту прокурорской проверки превысила 238 тыс. р. К июню, по данным сайта прокуратуры Самарской обл., долг возрос.

2 июня, после непродолжительной переписки с руководством НПО «Мотор», ООО «Бизнесстальтранс» подало иск на банкротство должника. С аналогичной инициативой последовали ВТС-К и ООО «Мечел-Сервис» -поставщик заготовок и сортового проката из стали.

21 июля в отношении ООО НПО «Мотор» была введена процедура наблюдения. 31 июля объявление о несостоятельности было официально опубликовано.

Временным управляющим назначен Алексей Беспалов. Требования кредиторов им принимаются до 31 августа 2010 г.

Первое публичное упоминание о «Моторе» появилось в 2007 г. В подконтрольном Группе «СОК» ООО «Самарадорстрой» (СДС) сменилось руководство. Владимир Филиппов, возглавлявший СДС с 2002 г. и являвшийся его совладельцем и формально равноправным партнером Группы «СОК», покинул свое место. До начала 2007 г., по данным ЕГРЮЛ, Филиппов контролировал 50% бизнеса СДС через ЗАО «Ремстройдор». Но Ремстройдор являлся собственником лишь 86,9% уставного капитала СДС. И при консолидации оставшихся 13,1% Группе «СОК» удалось добиться перевеса количества акций Ремстройдора в свою пользу. А уже летом 2007 г. появилась информация, что Филиппов уходит из компании и намерен сосредоточиться на собственном бизнесе, преимущественно связанном с научно- техническими разработками, строительством и агропромышленным комплексом. Свои проекты он начал развивать в рамках созданного им НПО «Мотор». После юридического завершения перестановок в СДС офис «Мотора» расположился в Самаре, пр. Масленникова, 9, на месте бывшей штаб-квартиры СДС. По этому же адресу расположилось ООО ЧОП «Мотор», учредителем которого является НПО «Мотор». А также напрямую принадлежащие Филиппову туристическая фирма ООО «Волжские путешествия» (100%) и ООО НПО «Биомед-НД», которое занимается исследованиями и разработками в области естественных и технических наук. Через ЧОП Филиппов владеет 100% ООО «Заря». Директор ООО «Заря» Олег Кукарин по совместительству возглавляет ООО АПК «Красный ключ» и ООО «Красный ключ». Эти организации владеют свинокомплексом в Кинельском р-не. Обе компании на 100% принадлежат Филиппову. На строительство этого свинокомплекса Филиппов в 2006 г. занял более 149 млн р. в ОАО «Россельхозбанк». Бизнес-активы Филиппова, созданные на базе НПО «Мотор», официально управлялись через ООО «Самарская индустриально- девелоперская группа» (СИД-Группа). Она была образована в 2008 г. в составе ГК «Мотор», сообщается на официальном сайте СИД-Группы.

Наибольшую известность Филиппову принесли его автодорожные проекты.

Летом 2008 г. НПО «Мотор» приступило к реконструкции в Самаре ул. Ново-Садовой по контракту с Министерством транспорта связи и автомобильных дорог Самарской обл. Но вскоре «Мотор» стал фигурантом сразу нескольких крупных конфликтов. Первый разгорелся в июне 2008 г. Тогда к конкурсу по определению генподрядчиков для реконструкции не допустили СДС. Все девять членов конкурсной комиссии проголосовали за снятие соковской компании с торгов. В отсутствие участников подряд стоимостью более 300 млн р. достался «Мотору». Причем, по данным УФАС по Самарской обл., работы по реконструкции ул. Ново-Садовой «Мотор» начал еще до рассмотрения заявок на участие в аукционе. Кроме того, в череде проверок «Мотор» с работами в срок не справился, закончив ремонт магистрали вместо сентября в октябре 2008 г. Эксперты сомневались в перспективах получения компанией Филиппова еще одного крупного строительного подряда. Но в конце 2008 г. стало известно, что за строительство автомобильной развязки «Волжский — Курумоч — Урал» (в районе железнодорожного переезда в пос. Царевщина) теперь будет отвечать Филиппов. НПО «Мотор» приобрело у возглавляемого Андреем Вейсом ООО «Самара-Автомост» 70% акций ООО «Дормостстрой». Но в сроки «Мотор» также не уложился. Строительство развязки продолжается до сих пор, при официальных сроках окончания — осень 2009 г.

Аналитики прогнозируют, что банкротство ООО НПО «Мотор» послужило началом оптимизации бизнеса Филиппова. Относительно гладкое банкротство компании, реализующей многомиллионные сделки и контракты, могло стать следствием перераспределения средств и активов. Не исключено, что они будут аккумулированы в СИД-Группе. Директор ООО НПО «Мотор» Павел Рыжков на запрос «Хронографа» не ответил.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.