Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (337) | 30 августа 2010г.
 

Конкурс не принес результатов

Неудачные попытки переформатировать рынок пассажирских услуг Сызрани

Петр Кожевников

29 августа в Самарской обл. завершилась оперативно-профилактическая операция (ОПО) «Автобус». Ранее сообщалось, что особую тревогу вызывает обстановка в Сызрани. Пока попытки местной власти навести порядок на дорогах выглядят неубедительными. Это в очередной раз подтвердилось в ходе состоявшихся в конце июля муниципальных конкурсов на пассажирские перевозки.

По итогам шести месяцев в Самарской обл. наблюдалось снижение количества дорожно- транспортных происшествий, виновниками которых были водители пассажирского транспорта. В то же время в Сызрани зарегистрирован значительный рост совершенных ими ДТП. Не исключено, что и ОПО «Автобус» не принесет ожидаемого эффекта. Напряженная обстановка на дорогах Сызрани отмечалась и ранее (см. «Хронограф» №18 (327) от 24.05.10). Способствовать наведению порядка мог бы конкурсный отбор перевозчиков.

Ряд конкурсов на право заключения договоров с муниципалитетом на оказание услуг в сфере пассажирских перевозок состоялся в Сызрани в конце июля. Пока, однако, ситуация с новой схемой организации автобусного движения вызывает немало вопросов. Большинство лотов досталось МУП «Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие» (СПАТП), причем как единственному участнику конкурса. Аукционы по части других лотов вообще были признаны несостоявшимися.

Ряд сызранских предпринимателей- автоперевозчиков не были допущены к участию в конкурсах. Это объясняют различными несоответствиями документов заявленным требованиям. Там же, где предприниматели оказались единственными участниками, сработала схема, использованная со СПАТП. Так, договоры заключаются с Андреем Гуменным, Александром Ганиным, Виктором Ивлиевым.

В единственном случае, когда пришлось реально сопоставлять заявки, СПАТП уступил Юрию Малюшко. Козырем последнего по лоту №42 стал наименьший срок эксплуатации подвижного состава. Помимо этого большое значение имеет наличие материально- технической базы, квалифицированного персонала, а также круглосуточной охраняемой отапливаемой закрытой стоянки, автомойки. Важен опыт работы организации на рынке услуг. Здесь предпочтение отдается тем, кто присутствует в сфере перевозок более трех лет. Необходимы и сотрудники, работающие на постоянной основе, а не привлекаемые. Не секрет, что предприниматели пытаются здесь экономить.

Сызранские водители автобусов — лидеры по числу ДТП
Сызранские водители автобусов — лидеры по числу ДТП

Не последнюю роль играют показатели аварийности и транспортной дисциплины. Необходимость стремления к улучшению названных показателей сомнений не вызывает. Другое дело, что набрать максимальное количество баллов по ряду пунктов не так просто. А «наличием эффективных методов контроля нахождения транспортных средств на линии» (использование навигационной системы ГЛОНАСС) пока похвастаться не может никто.

Не были допущены к аукционам и юридические лица. Интересна, например, история вокруг некоммерческого партнерства (НП) «Союз предпринимателей пассажирского автотранспорта» (СППАТ).

СППАТ, по данным ЕГРЮЛ, зарегистрирован в 2005 г. Учредителями его являются Элгуджа Мцкерашвили и Александр Фокин. Мцкерашвили и возглавляет СППАТ. В опубликованных документах по адресу СППАТ проходит НП «Союз предпринимателей пассажирского транспорта».

Такая же судьба постигла НП «Союз перевозчиков пассажиров г. Сызрани» (СППС). Оно кстати, по ЕГРЮЛ, было зарегистрировано в октябре 2009 г. Не исключено, что предприниматели объединялись как раз под конкурс. Президентом СППС является Виктор Ивлиев. Помимо него учредителями СППС выступили и другие предприниматели. Это Андрей Гуменный, Лев Артищев, Олег Сидоренко, Петр Чечеватов, Валерий Зорин, Олег Лопаткин, Александр Ганин, Владимир Тихонов, Сергей Белов, Юрий Малюшко, Ирина Старкова, Елена Козулина.

Не удалось получить муниципальный контракт и Михаилу Морунову (см. «Хронограф» №1 (310) от 18.01.10). Его ООО «Пассажирские автотранспортные перевозчики №1» (ПАТП №1) не было допущено к аукционам. ПАТП №1, кстати, по данным ЕГРЮЛ, был зарегистрирован летом 2008 г. Более же известные компании Морунова — ООО «Сызрань-ТрансАвто» (СТА) и ООО «АвтоТранс-Сызрань» (АТС) — заявок не подавали.

Не исключено, что Морунов не рискнул пойти с АТС и СТА на аукцион. Он не подавал заявку и как индивидуальный предприниматель. Возможно, АТС, СТА не могли выполнить требования, предъявляемые к участникам. Либо же по примеру НП Морунова отметились в последнее время нарушениями в деятельности.

В конце 2009 г. Арбитражный суд Самарской обл., например, удовлетворил иск управления Государственного автодорожного надзора по Самарской обл. Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России к Михаилу Морунову. При плановой проверке у НП Морунова было выявлено нарушение лицензионных требований. Конкретные претензии были предъявлены к техническому состоянию одного из автомобилей. В таком состоянии на линию он выходить был не должен. Морунову было назначено наказание в виде наложения административного штрафа. В начале сентября 2010 г. Арбитражный суд Самарской обл. должен рассмотреть иск прокурора Сызрани к НП Морунову. Претензии заявлены по ч. 3 ст. 14.1. Кодекса об административных нарушениях РФ.

Не сняли состоявшиеся конкурсы и вопросов с т. н. «частными» маршрутами. Вероятно, наряду с муниципальной транспортной схемой они продолжат свое существование. Новая система не сможет полностью закрыть потребности в пассажирских перевозках. Интервал движения по ряду маршрутов, разыгрываемых в конкурсах, обозначен более чем в 1 час. Встречается даже 2 часа. В эти промежутки легко втиснуться частнику. В целом же, если гонка за пассажирами продолжится, вряд ли это поспособствует улучшению положения дел на дорогах.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр САКСОНОВ, директор МУП «СПАТП»

- После завершения конкурса (первый этап отложен, два этапа прошли) потребность населения в пассажирских перевозках будет удовлетворена. Естественно, если возникнет потребность в увеличении количества автобусов, можно дополнительно проводить конкурсы. МУП «СПАТП» будет участвовать в конкурсах исходя из своих возможностей. На данный период в МУП «СПАТП» 60 единиц автобусов.