Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (337) | 30 августа 2010г.
 

Путин Тархову не указ

Мэрия Самары не спешит покупать автобусы у завода-производителя

Иван Григорьев

10 августа ОАО «Нефтекамский автозавод» (НЕФАЗ) сняли с аукциона на поставку автобусов для департамента транспорта администрации г. о. Самара. К торгам не допустили также посредника — дилера ООО «СпецТрансИнжиниринг» (СТИ). Новая дата определения поставщика шести автобусов на сумму 24,4 млн р. неизвестна. Между тем сам факт организации муниципалитетом тендера на закупку автомобильной и дорожно-строительной техники идет вразрез с распоряжением правительства РФ № 201-р. Оно было подписано 24 февраля 2010 г. премьером Владимиром ПУТИНЫМ.

Победитель аукциона на поставку шести единиц низкопольных автобусов НЕФАЗ или их эквивалентов для департамента транспорта администрации Самары должен был определиться 13 августа. Стартовая стоимость муниципального контракта равнялась 24,4 млн р., или 4,07 млн р. за одно транспортное средство.

Примечательно, что 10 августа в результате рассмотрения заявок на участие в аукционе ни один из двух заявителей не был допущен к торгам. Подобные решения несвойственны для единой комиссии. Обычно она пропускает заявку хотя бы той компании, под которую, скорее всего, формируется техническое задание. Однако на этот раз аукцион был признан несостоявшимся. Дата повторного розыгрыша права закупить автобусы для города до конца прошлой недели оставалась неизвестной.

Анализ претензий аукционистов к заявителям позволяет сделать предположение, что они вынужденно сняли с торгов обе компании. В итоге завод-изготовитель НЕФАЗ «пострадал» из-за того, что в предложении на поставку случайно указал габаритные размеры модели низкопольного автобуса не те, что заявила мэрия. Длина, ширина и высота НЕФАЗов, по сути, являются унифицированными. Поэтому расхождение первого размера на 11,5 см выглядит скорее оплошностью департамента транспорта, неточно составившего техническое задание.

На фоне «погрешности» НЕФАЗа просчет СТИ выглядит гораздо более серьезным. В предложении на поставку дилер указал модель автобуса 5299-20-033, которая согласно заключению завода-изготовителя от 9 августа 2010 г. № 29/16-910 не является низкопольной. Пропуск заявки СТИ и автоматическая победа фирмы в аукционе могла привести к судебным искам со стороны НЕФАЗа. Возможно, это понимали и члены комиссии.

Любопытно, что СТИ, в принципе, не имеет пока опыта поставки автобусов для муниципальных нужд, являясь дилером заводов -производителей троллейбусов в Самарской обл. В конце 2009 — начале 2010 гг. на счету СТИ — победы в аукционах по закупкам этих транспортных средств для администраций Тольятти и Новокуйбышевска. В обоих случаях единственный соперник СТИ — официальный дилер энгельсского завода ЗАО «Тролза» ООО «Тролза-Маркет» — предпочитал заявляться, но не приходить на торги. В результате контракт доставался СТИ по максимальной цене.

Между тем сам факт организации самарским муниципалитетом тендеров на закупку автомобильной и дорожно-строительной техники российского производства не стыкуется с распоряжением правительства РФ № 201-р, подписанным 24 февраля 2010 г. Владимиром Путиным. Предыдущее распоряжение, аналогичное февральскому, вышло 5 октября 2009 г.

В соответствии с этими распоряжениями государственные и муниципальные заказчики обязаны делать покупки в течение года только путем размещения заказа среди фигурантов утвержденного перечня российских заводов-производителей. В перечень включены как ЗАО «Тролза», так и ОАО «НЕФАЗ». Таким образом, попытка мэрии областного центра провести аукцион с присутствием среди участников посредника в лице СТИ создает условия для возникновения поводов для разговоров о неэффективном расходовании бюджетных средств (в случае победы 13 августа СТИ мог заложить в сумму контракта дилерскую наценку). Маржа дилера может также присутствовать в начальной цене вопроса, объявленной департаментом транспорта.

В управлении информации и аналитики администрации Самары не смогли указать сроки проведения повторного аукциона на поставку низкопольных автобусов. Возможность передачи заказа напрямую заводу-изготовителю также не комментировалась. Вероятно, в управлении организации торгов департамента финансов администрации Самары пока не решили, принимать ли во внимание распоряжения Владимира Путина для распределения средств при размещении муниципального заказа. Похоже, победы дилеров больше устраивают и чиновников транспортного ведомства. Директор СТИ Екатерина Борисова в телефонном разговоре с корреспондентом «Хронографа» не сочла действия организатора торгов по выбору между заводом-производителем и дилером подозрительными. Собеседник же, близкий к руководству НЕФАЗа, назвал действия мэрии «игрой втемную».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.